Параграф 25 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $25. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА БОБОВЫЕ, ПАСЛЁНОВЫЕ, СЛОЖНОЦВЕТНЫЕВспомните!Как устроено соцветие корзинка?Цветонос уплощён, имеет вид блюдца, цветки сидячие....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$25. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. СЕМЕЙСТВА БОБОВЫЕ, ПАСЛЁНОВЫЕ, СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Вспомните!
Как устроено соцветие корзинка?
Цветонос уплощён, имеет вид блюдца, цветки сидячие. Снаружи соцветие завёрнуто в зелёные листочки — обёртку.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Перечислите признаки, характерные для бобовых растений.
В строении цветка бобовых пятизубчатая сростнолистная чашечка охватывает основание венчика, в центре которого 10 тычинок окружают пестик. Формула цветка: ^Ч5Л1,2(2)Т(5+4)1П1. Листья почти у всех бобовых сложные, с прилистниками, листорасположение очерёдное. Плод бобовых — боб. Две створки образуют стенки плода, внутри к ним прикрепляются семена. Соцветия — кисть, головка.
2. Каково строение цветка паслёновых растений?
Цветки у паслёновых растений правильные, у редких видов несколько неправильные в завитках. Околоцветник включает пятичленную сростнолистную чашечку, пятичленный спайнолепестный венчик, который у разных видов разной формы. К трубке венчика основаниями нитей прирастают пять тычинок, они чередуются с лопастями венчика. Пестик один, с цельным или двулопастным рыльцем. Завязь с многочисленными семязачатками превращается в плод — ягоду или коробочку. Формула цветка: *Ч(5)Л(5)Т5П1. Соцветие — завиток, реже крупные одиночные цветки.
3. Перечислите плоды у растений изученных семейств.
Плод бобовых — боб, паслёновых – ягода или коробочка, сложноцветных – семянка.
4. Назовите практическую пользу растений изученных семейств для человека.
Целые или размолотые семена бобовых используются для приготовления супов и каш. Для животных (лошадей, коров, свиней) бобы являются концентрированным кормом. Бобовые — хорошие медоносы.
К паслёновым относятся ценные пищевые растения: картофель, томат, баклажан, перец. Многие виды (например, белена, красавка) содержат ядовитые вещества — алкалоиды, которые используются в медицине.
Многие сложноцветные широко используются человеком: масличные культуры (подсолнечник), кормовые (топинамбур), лекарственные (полынь, одуванчик, череда), декоративные (астры, георгины, хризантемы), а также пищевые (артишок, салат, цикорий).
Выполни задания
1. Сравните строение цветка растений семейств Бобовые и Паслёновые.
Цветок бобовых имеет пятизубчатую сростнолистную чашечку. Вокруг пестика 10 тычинок. Пестик 1. Цветок неправильный.
У паслёновых цветок правильный. Как и у бобовых, у паслёновых пятизубчатая сростнолистная чашечка, один пестик. Тычинок 5, они чередуются с лопастями венчика.
2. Сравните плоды изученных семейств.
Плод бобовых имеет 2 створки, к которым внутри прикрепляются семена (боб).
У паслёновых плод ягода – сочный плод с большим количеством мелких семян или коробочка – семена высыпаются через специальные отверстия, вскрывается крышечкой, вскрывается створками.
У сложноцветных плод семянка — семя не срастается с семенной кожурой, околоплодник кожистый.
3. Подготовьте сообщения на темы «История культуры картофель», «Как помидор появился на нашем столе».
История культуры картофель
Основу рациона южноамериканских индейцев составляли маис, фасоль и странные клубни, которые называли «папа». Дикий картофель рос почти на всей территории Перу и Новой Гранады. Но клубни его были слишком мелкими и горьковатыми на вкус.
В первой половине XVI века, вместе с золотом и серебром из заморских колоний, клубни картофеля попали в Испанию. Лекари широко использовали его мочегонные и ранозаживляющие свойства. К тому же, он оказался очень действенным лекарством от цинги.
Картошка стала настоящим спасением для простого люда в Англии и Ирландии.
В Россию картофель завёз Пётр I. Император, побывав в Голландии, привёз оттуда мешок картошки. Простой народ, однако, любовью к картофелю не воспылал. Как и в Германии, ходили слухи о ядовитости овоща.
В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, за ним последовал голод. Правительство приняло решительные меры по недопущению впредь подобных случаев. Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях. С тех пор картофель стал «вторым хлебом».
Как помидор появился на нашем столе
Индейцы, выращивавшие и употреблявшие томаты в пищу, называли это растение «туматль». Но в то же время до середины XIX века в Америке это растение считалось ядовитым, потому что ботаники отнесли его к семейству пасленовых — растений, известных своими ядовитыми свойствами. Как оказалось, все части томата ядовиты и источают резкий запах, кроме плодов и семян.
Предполагалось, что томаты завезены в Европу Колумбом в 1493 году через Западную Индию. Впервые возделывать помидоры в Европе начали в 50-60 годы XVI века. В конце XVI века во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии помидоры называли «яблоками любви». В Чехословакии, Венгрии и Югославии томаты называют парадизками, или райскими яблоками. Термин «томат», которым пользуются в настоящее время во многих странах, происходит от туземного южноамериканского «Tumatle» — томатиль.
Версия о чрезвычайной ядовитости помидоров продержалась в Европе около ста лет. Европейцы выращивали томаты как декоративные растения в цветочных горшках на подоконниках, высаживали вокруг садовых беседок и в оранжереях.
Только в конце XVIII — начале XIX веков томаты причислили к овощным культурам, а с 1793 года помидоры стали продаваться на рынках Парижа. В дальнейшем вместе с европейскими переселенцами томаты попадают в Новый Орлеан (Америка) и томат возвращается на родину, в Америку, уже в качестве овощной культуры.
Выращивать томаты в России начали в южных районах страны в XVIII веке. В Европе в это время томаты считались несъедобными, но у нас их выращивали как декоративную и пищевую культуру. К середине XIX века культура томатов начинает распространяться по огородам России в средних областях, а к концу XIX века широко распространяется и в северных районах.
Обсуди с товарищами
Какие растения семейства Паслёновые ядовиты?
К ядовитым растениям семейства Паслёновые относятся белена, дурман, белладонна, красавка.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Составьте формулы цветков растений изученных семейств (по 3 растения из каждого семейства на ваш выбор).
Растения семейства Бобовые
Горох – ^Ч5Л1,2(2)Т(5+4)1П1
Фасоль – ^Ч5Л1,2(2)Т(5+4)1П1
Клевер – ^Ч5Л1,2(2)Т(5+4)1П1
Растения семейства Паслёновые
Томат – *Ч(5)Л(5)Т5П1
Картофель – *Ч(5)Л(5)Т5П1
Табак – *Ч(5)Л(5)Т5П1
Растения семейства Сложноцветные
Подсолнечник – *Ч0Л(5)Т(5)П1
Ромашка – *Ч0Л(5)Т(5)П1
Одуванчик – *Ч0Л(5)Т(5)П1
2. Составьте с родителями список съедобных растений изученных семейств, которые бывают на вашем столе.
Из числа растений семейства Бобовые к съедобным относятся фасоль, горох, чечевица, арахис, нут; из семейства Паслёновые – картофель, баклажан, томаты, стручковый перец; из семейства Сложноцветные – латук (салат), подсолнечник.
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные
Изучите и опишите предложенное вам растение (живой или гербарный экземпляр) по плану:
1. Внешний вид растения, жизненная форма.
Фасоль представляет собой кустовое растение.
2. Тип корневой системы (укажите особенности внешнего строения корневой системы).
Стержневой корень фасоли может довольно глубоко прорастать вглубь почвы (до 1 м). На корневой системе есть небольшие уплотнения. Это бактерии, которые состоят в симбиозе с растением (бактерии помогают фасоли поглощать и усваивать азот).
3. Побег (особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, простой или сложный лист).
Стебель вьющийся. Лист черешковый, простой; листорасположение супротивное (нижние листья) и очерёдное (верхние листья); жилкование сетчатое.
4. Цветок или соцветие (определите тип соцветия).
Цветок
5. Строение отдельного цветка (чашечка, венчик, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, их количество). Запишите формулы цветка.
Цветок имеет неправильную форму, околоцветник двойной, чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков, пестик 1, тычинок 10. Формула цветка: ^Ч5Л1,2(2)Т(5+4)1П1.
6. Плод. Особенности внешнего строения. Тип плода.
Плод – боб. Висячие, 5-20 см длины, 1-1,5 см ширины, прямые или изогнутые, сплющенные или почти цилиндрические.
7. Вывод. Класс и семейство, к которым относится изучаемое растение.
Растение относится к семейству Бобовые класса Двудольные.
8. Зарисуйте строение цветка и плода. Подпишите их основные части.
9. Значение в природе и жизни человека.
Из плодов фасоли готовят супы, гарниры, консервы.
Благодаря высокому содержанию калия её применяют в диетическом питании при атеросклерозе и нарушениях ритма сердечной деятельности.
Створки бобов фасоли обыкновенной используются в медицине. Экстракт из «стручков» понижает содержание сахара в крови и увеличивает диурез.
В народной медицине настои створок используют при заболевании почек, ревматизме, гипертонии и нарушениях солевого обмена.
Зерновые отходы фасоли — питательный корм для животных.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением