Упр.23 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 23 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) «У каждой культуры — свои ключевые слова. Полный их список для русской культуры пока не установлен, хотя уже хорошо...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 23 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) «У каждой культуры — свои ключевые слова. Полный их список для русской культуры пока не установлен, хотя уже хорошо...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 23 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) «У каждой культуры — свои ключевые слова. Полный их список для русской культуры пока не установлен, хотя уже хорошо...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
23 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) «У каждой культуры — свои ключевые слова. Полный их список для русской культуры пока не установлен, хотя уже хорошо описан целый ряд таких слов — душа, воля, судьба, тоска, интеллигенция и т. д. Чтобы считаться ключевым словом культуры, слово должно быть общеупотребительным, частотным, должно быть в составе фразеологизмов и пословиц». (В. А. Маслова)
Разработайте проект «Портрет одного слова», посвятив его исследованию одного из названных в цитате слов.
Ответ 1
Проект
Портрет одного слова
Тема: Портрет слова «золото».
Цель: исследовать слово «золото».
Задачи:
1) выяснить толкование слова «золото» в различных толковых словарях;
2) собрать информацию о происхождении и употреблении этого слова;
3) определить роль данного понятия в жизни и культуре русского народа.
Эти задачи будут решаться с помощью поиска информации в Интернете.
Время работы над проектом: 2 часа.
План:
1. Поиск необходимой информации.
2. Оформление.
3. Форма подачи: письменное сообщение.
Работа индивидуальная.
Сообщение
Портрет слова «золото»
1. Самый дорогой крушец (металл), находимый в самородном виде, ·т.е. не в руде. («Толковый словарь» В.И. Даль)
Один из благородных металлов, жёлтого цвета, употребляется для драгоценных изделий и как мерило ценности. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова)
Драгоценный металл желтого цвета употребляется как мерило ценности в драгоценных изделиях. («Толковый словарь» С.И. Ожегов)
Химический элемент, благородный металл желтого цвета, обладающий большой ковкостью и тягучестью (употребляется для выделки драгоценных изделий и в качестве мерила ценности). («Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой.)
2. Этимология слова «золото»:
Древнерусское – золото. Старославянское – злато. Общеславянское существительное zolto пришло из индоевропейского языка со значением «желтый». В памятниках древнерусского периода встречается с X в. Различие в написании старославянского и древнерусского слов заключается в своеобразии фонетических процессов – полногласии (-оло-, -оро- в корнях слов) и неполногласии (-ла-, -ра-), происходивших в древнерусском языке с начала XII в.
3. Фразеологизмы: золотой телец, золотые руки, золотое время, золотая жила, золотая середина, золотая свадьба, золотая молодежь, золотое руно, золотое дно, золотые пески, золотой век, золотые слова, золотое сечение, сулить золотые горы, золотая лихорадка.
Пословицы:
Богатство-грязь, ум-золото.
Золото посеешь — золото и соберёшь.
Не нужна соловью золотая клетка, ему лучше зеленая ветка.
Золото убило больше душ, чем железо тел.
Мечом золото добывают, а меч золотом покупают.
Один слепнет от голода, другой — от золота.
Полюбила молодца не из-за золотца.
Золотой ключик все двери открывает.
Медные деньги звонче золотых.
Говорят, где-то золото есть, пойдёшь — медяка не найдёшь.
4. Словообразование.
золотой < золото, бессуффиксный; сделанный из золота;
золотистый < золото, бессуффиксный; цвета золота, по цвету напоминающий золото, с блестяще жёлтым отливом;
позолота < золото, приставочный; тонкий слой золота на изделиях из других металлов и сплавов;
золотарь < золото, суффиксальный; золотых и серебряных дел мастер; ювелир
золотить < золото, суффиксальный; покрывать слоем золота, позолотой;
позолоченный < золотить, приставочно-суффиксальный; покрытый позолотой.
5. Образ золота в литературе: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкин, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстой, «Золотой жук» Э. По, древнегреческий миф «Поход аргонавтов».
Образ золота в музыке (в песнях): «Золотая осень» группы «Король и Шут»; «Золотая лихорадка», «Золотой и другие» группы «Ленинград»; «Золото», «Золотой металл» группы «Би-2»; «Золотой ворон» группы «Агата Кристи»; «Золотой» исполнителя Глюк’oZа; «Золотой кадиллак» Валерия Меладзе; «Золотая медаль» группы «Блестящие»; «Золотое кольцо», «Золотая осень», «Золотая рыбка» группы Золотое кольцо; «Золотая заря» группы «Аквариум»; «Золотая осень» И. Корнелюк, «Золотая песня» В. Высоцкий.
Образ золота в живописи: византийская мозаика «Шествие Феодоры»; Дуччо ди Буонинсенья «Величество Сиенского собора»; Густав Климт «Юдифь», «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель»), «Поцелуй», «Водяные змеи I»; Джотто «Встреча у Золотых ворот»; Лорен Бревнер «Гиацинт»; Алена Мастеркова «Икона Божией Матери «Умиление»; Р.А. Золотникова «Русское золото», Андрей Жуков «Айва».
6. Золото — древний, один из самых редких, благородный металл желтого цвета. Свое ценностное значение золото приобрело именно благодаря его эстетическим качествам, редкости и неизменности, став драгоценным задолго до «изобретения» денег. Денежное значение золота всегда было сильнее его эстетической ценности.
Но культурное значение золота определяется «необходимостью прекрасного» (пользуясь выражением Л. Толстого). Это особый род эстетической ценности особого природного вещества, и с ним связан особый род искусства, блистание которого предназначено для украшения жизни всего мира.
Слово “золото” может обозначать не только драгоценный металл, но и символы и свойства, связанные с ним. Например, чтобы подчеркнуть ценность сотрудника говорят “Не работник, а золото!”, или, подчеркивая исключительное везение: “Теща — просто золото!”. В литературе и поэзии довольно часто, иносказательно используют визуальное восприятие драгоценного металла: “Золото полей, бирюза лугов”.
Но гораздо большим количеством смысловых оттенков стало обладать производное от слова “золото” прилагательное “золотой”. На основе слов “золотой” и “золото” в народе создано великое множество крылатых фраз и поговорок: золотые руки, золотые слова, золотая свадьба, золотая осень — все не перечислить, поэтому из поговорок стоит ограничиться только одной: “Слово — серебро, молчание — золото”.
Традиция дарить друг другу золотые кольца при заключении брака, как символы верности, чистоты чувств и вечности любви, распространённая по всему миру, является важной традицией и в российской культуре.
Другой пример современной ассоциативной символики, связанной с золотом, – это позолота храмов и произведений искусства. – «Жизнь коротка, а искусство вечно». Сияние же позолоты колоколен в лучах восходящего солнца, видимое за километры, невольно напоминает божественный свет.
Благодаря яркому желтому сиянию на солнце — золото становится символом божества-Солнца. Свойство золота не тускнеть со временем (не окисляться) сделало его символом вечной жизни.
Таким образом, золото теснейшим образом связано с жизнью русского народа и играет большую роль в его культуре.

Ответ 2
Проект "Портрет одного слова" - это исследовательский проект, который направлен на глубокое изучение одного из ключевых слов русской культуры, таких как "душа", "воля", "судьба", "тоска", "интеллигенция" и другие. Цель этого проекта - раскрывать богатство значения и контексты использования выбранного слова, а также его влияние на культуру и общество. Проект может включать следующие этапы и действия:
Выбор ключевого слова: в начале проекта выбирается одно из ключевых слов русской культуры, например, "душа".
Исследование лексикографических источников: Проводится обширный анализ лексикографических ресурсов, словарей и лингвистической литературы для выявления различных значений, и контекстов использования выбранного слова в разные исторические и культурные периоды.
Сбор текстовых материалов: Исследователи могут собрать тексты (стихи, проза, фольклор, искусство) и фразеологические выражения, в которых используется выбранное слово.
Анализ контекстов использования: Производится детальный анализ текстов, чтобы выявить, как слово варьирует свое значение в разных контекстах и как оно связано с культурными и историческими событиями.
Исследование влияния на культуру: Определяется, как выбранное слово влияло на развитие и формирование русской культуры, искусства и общества. Рассматриваются его роль в литературе, философии, религии и других областях.
Создание "портрета слова": На основе полученных данных и анализа разрабатывается "портрет" выбранного слова, который включает в себя его историю, многозначность, синонимы и антонимы, фразеологические выражения и его влияние на культуру.
Визуализация и представление: Результаты исследования могут быть представлены в виде интерактивной веб-страницы, презентации, книги или выставки, чтобы сделать информацию доступной для широкой аудитории.
Проект "Портрет одного слова" поможет не только глубоко понять значение и влияние ключевого слова на культуру, но и подчеркнет важность лингвистики и исследования слова в понимании и сохранении культурного наследия.

Ответ 3
Проект "Портрет одного слова" представляет собой исследование и анализ ключевого слова, которое олицетворяет определенные аспекты русской культуры. Проект можно провести в несколько этапов:
Выбор ключевого слова: В соответствии с цитатой В. А. Масловой, выберите одно из ключевых слов, таких как "душа", "воля", "судьба", "тоска", "интеллигенция" и т. д. Это слово станет объектом исследования.
Исторический контекст: Изучите исторический контекст, в котором это слово впервые появилось и начало использоваться в русском языке. Определите, как его значение и употребление менялись со временем.
Фразеологизмы и пословицы: Проанализируйте фразеологические обороты и пословицы, в которых используется выбранное слово. Опишите, какие образы и концепции оно отражает в рамках русской культуры.
Литературные и художественные произведения: Исследуйте, как выбранное слово было использовано в литературных произведениях и искусстве. Рассмотрите примеры, где это слово играет важную роль в создании образов и сюжетов.
Семантический анализ: Проанализируйте семантику выбранного слова и определите, какие аспекты культуры, чувств и ценностей оно отражает. Рассмотрите разнообразные контексты, в которых оно используется.
Исследование фразеологии: Рассмотрите фразеологические единицы, включающие выбранное слово. Проанализируйте их значения и интерпретации в разных ситуациях.
Современное употребление: Изучите, как современное общество использует это слово. Может быть, провести опрос среди людей разного возраста и социокультурного контекста, чтобы узнать, как они воспринимают и используют это слово в повседневной жизни.
Визуализация: Создайте визуальные материалы, демонстрирующие ключевые аспекты и значения выбранного слова. Это может включать в себя иллюстрации, инфографику или мультимедийные презентации.
Презентация и дискуссия: Проведите презентацию результатов исследования, организуйте дискуссии и обсуждения среди интересующихся, студентов, исследователей и преподавателей.
Проект "Портрет одного слова" поможет более глубоко понять, как одно слово может отражать сложные аспекты культуры, и как оно эволюционирует и влияет на сознание и общение людей. Это также может стать основой для дальнейших исследований в области лингвистики и культурологии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением