Блок самоконтроля и взаимного контроля Тема 2 ГДЗ Максаковский 10-11 класс (География)

Изображение БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯКак вы объясните:1. В чём сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?Понятия «природа» и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Максаковский 10 класс, Просвещение:
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ
Как вы объясните:
1. В чём сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?
Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое более широкое. Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т. е. городов, заводов, полей, каналов, транспортных магистралей и др.
2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
О ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, так как она рассчитывается на количество (душу) населения.
3. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?
С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведёт упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и сельскохозяйственного использования. Только в течение XX в. распаханность земной суши увеличилась вдвое. При этом наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись бывший Советский Союз, США, Канада, Китай, Бразилия. А малоземельные, но густонаселённые страны (Нидерланды, Япония и др.) повели активное наступление на прибрежные участки морей.
С другой стороны, всё время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн га. Заболачивание, засоление выводят из оборота ещё 1,5 млн га. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали всё активнее наступать на сельскохозяйственные земли.
4. В чём причины обострения водной проблемы человечества?
Проблема в том, что главным источником удовлетворения потребностей человечества в пресной воде были и остаются речные воды, определяющие «водный паёк» планеты, – примерно 48 тыс. км. Он не так уж значителен, особенно с учётом того, что реально можно использовать 1/2 этого количества. Потребление же пресной воды всё время растёт и уже превысило 5 тыс. км3 в год. К тому же главный потребитель её – сельское хозяйство, где очень велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Искусственным путём орошается 20 % обрабатываемых земель, на которые приходится 40% мирового объёма сельхозпродукции. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также всё время растёт.
Подобный рост потребления при неизменных ресурсах речного стока создаёт реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.
5. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных осадков?
• Повреждение и гибель лесов, особенно в районах с высокой кислотностью осадков
• Ухудшение качества воды, что может привести к гибели водных организмов и ухудшению качества питьевой воды.
• Повреждение зданий и памятников архитектуры, особенно из мрамора и известняка, которые могут растворяться под воздействием кислотных осадков
• Повреждение почвы, что может привести к снижению урожайности и ухудшению качества сельскохозяйственных культур
• Влияние на здоровье человека, включая раздражение кожи и дыхательных путей, а также повреждение зубов и костей
6. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
• Многие экологические проблемы, такие как глобальное потепление, кислотные осадки и загрязнение мирового океана, не признают национальных границ и требуют совместных усилий для их решения
• Международное сотрудничество позволяет обмениваться знаниями и опытом в области охраны окружающей среды и разрабатывать совместные стратегии и решения
• Международное сотрудничество также может помочь в распределении ресурсов и ответственности за решение экологических проблем
Как вы думаете:
1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?
Взаимодействие общества и природы следует рассматривать как общественную, социальную проблему, потому что именно общество определяет характер и масштабы воздействия на природу. Это воздействие может быть как разрушительным, так и созидательным. Общественные отношения, включая производственные отношения, определяют характер и масштабы воздействия на природу.
2. В чём заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
Рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов предполагает их максимально полное извлечение и использование, а также поиск возможностей замены их на альтернативные источники. Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов предполагает их максимально полное использование, а также поиск возможностей восстановления и поддержания их запасов.
3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?
Слова Александра Гумбольдта означают, что человек, уничтожая леса, превращает плодородные земли в пустыни. Леса являются источником кислорода, регулятором водного режима, местом обитания многих видов животных и растений. Уничтожение лесов приводит к опустыниванию и ухудшению условий жизни.
4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Географическая наука играет важную роль в решении проблем природопользования и экологии. Географы изучают природные ресурсы, их размещение, динамику и взаимодействие с обществом. Они также разрабатывают методы рационального использования природных ресурсов и предлагают пути решения экологических проблем.
Знаете ли вы:
1. Какие крупнейшие в мире бассейны из перечисленных видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме:
1) угля; 2) нефти; 3) железной руды?
Ответ: 3
2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, Германия, Китай, Аргентина?
Наибольшая обеспеченность пахотными землями: Австралия, Аргентина.
Наименьшая обеспеченность пахотными землями: Китай, Япония, Германия.
3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Республика Конго, Саудовская Аравия, Египет?
Наибольшая обеспеченность: Канада, Бразилия, Республика Конго.
Наименьшая обеспеченность: Саудовская Аравия, Египет.
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Конго, ЮАР, Мексику, Аргентину?
2. Дать определение понятий: географическая среда, ресурсообеспеченность, географическое ресурсоведение?
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.
Географическое ресурсоведение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.
3. Объяснить основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира?
Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Основная часть угольных ресурсов приходится на Северное полушарие – Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах. Основные запасы нефти находятся в Северном полушарии, преимущественно в отложениях мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По числу нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива.
Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяжённости рудные (металлогенические) пояса. Территории подобных поясов (Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей и металлургической промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов и даже целых стран. Самыми большими запасами железных руд обладают Австралия, Бразилия, Россия, Китай, Индия, бокситов – Гвинея, Австралия, Вьетнам, Бразилия, Ямайка, медных руд – Чили, Австралия, Перу.
4. Назвать моря и заливы, в акваториях которых сосредоточены главные шельфовые месторождения нефти и природного газа?
• Персидский залив
• Тихий океан
• Карибское море
• Мексиканский залив
5. Рассказать о размерах и структуре мирового земельного фонда?
Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,4 млрд га. Структура его в целом не очень благоприятна. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые (прежде всего пахотные) земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах планеты. Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством.
6. Дать количественную характеристику водных ресурсов суши и «водного пайка» планеты?
Ресурсы пресной воды составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. В абсолютном исчислении это огромная величина 54 млн км3, которая намного превышает нынешние потребности человечества. Однако подавляющая часть пресных вод «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках и образует своего рода неприкосновенный запас, пока ещё недоступный для использования.
В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса пресная вода имеется в достатке и даже в избытке. В засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро.
7. Объяснить, как сведение лесов отражается на генофонде планеты и биоразнообразии?
Леса являются домом для огромного количества видов растений и животных. Сведение лесов приводит к уничтожению естественной среды обитания для многих видов, что может привести к их исчезновению. Это, в свою очередь, сокращает генетическое разнообразие, поскольку каждый вид вносит свой уникальный вклад в генофонд планеты.
8. Дать краткую характеристику рекреационных ресурсов?
Рекреационные ресурсы выделяются не по особенностям происхождения, а по характеру использования. К ним относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Соответственно они подразделяются на четыре главных типа:
1) рекреационно-лечебные (например, лечение минеральными водами);
2) рекреационно-оздоровительные (например, купально-пляжные местности);
3) рекреационно-спортивные (например, горнолыжные базы);
4) рекреационно-познавательные (например, исторические памятники).
Широко применяется также подразделение рекреационных ресурсов на природно-рекреационные и культурно-исторические достопримечательности.
9. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:
а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти;
Ответ: утверждение верно
б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня;
Ответ: преобладают леса и малопродуктивные районы
в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10 % всех водных ресурсов планеты;
Ответ: запасы пресной воды на Земле составляют лишь 3 % всех водных ресурсов планеты
г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства?
Ответ: утверждение верно
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением