Упр.153 ГДЗ Бабайцева 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бабайцева 10-11 класс, Просвещение:
153. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?
В рассказе Михаила Зощенко «Аристократка» представлен диалог между рассказчиком, Григорием Ивановичем, и его спутницей, стилизованный под разговорную речь. Этот диалог ярко иллюстрирует особенности разговорного стиля и служит важной художественной цели в произведении.
Пример диалога:
«— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
— Нет.
И берет третье.
Я говорю:
— Натощак — не много ли? Может вытошнить.
А она:
— Нет, — говорит, — мы привыкшие. — И берет четвертое.
Тут ударила мне кровь в голову.
— Ложи, — говорю, — взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.
— Ложи, — говорю, — к чертовой матери!
Положила она назад. А я говорю хозяину:
— Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.
— С вас, — говорит, — за скушанные четыре штуки столько-то.
— Как, — говорю, — за четыре?! Когда четвертое в блюде находится. — Нету, — отвечает, — хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.
— Как, — говорю, — надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.»
Признаки разговорного стиля в диалоге:
1. Просторечная лексика и фразеология: Использование выражений, характерных для повседневной речи, таких как «ложи взад», «ваньку валяет», «вытошнить».
2. Неполные предложения и эллипсис: Реплики содержат неполные конструкции, где часть слов опущена, но смысл ясен из контекста, например, «И берет третье», «Положила она назад».
3. Повторы и вводные слова: Частое употребление вводных слов и повторов, придающих речи естественность, как в фразах «А она говорит», «Я говорю».
4. Простые синтаксические конструкции: Преобладание коротких, простых предложений, отражающих живую разговорную речь, например, «Нет, — говорит, — мы привыкшие».
Роль элементов разговорного стиля в произведении:
Использование элементов разговорного стиля в рассказе «Аристократка» выполняет несколько функций. Во-первых, оно способствует созданию реалистичных и живых образов персонажей, подчёркивая их социальный статус и уровень образования. Речь Григория Ивановича, насыщенная просторечными выражениями и простыми конструкциями, отражает его принадлежность к рабочему классу и ограниченный культурный опыт. Во-вторых, разговорный стиль усиливает комический эффект произведения. Несоответствие между претензиями героини на «аристократизм» и её поведением, выраженное через речь, создаёт ироничную ситуацию, высмеивающую поверхностное стремление к «культурности» и мещанство. Таким образом, элементы разговорного стиля не только оживляют повествование, но и служат средством сатирического обличения социальных пороков, делая рассказ более выразительным и запоминающимся.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением