Упр.117 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
117. 1. Запишите отрывок из статьи, посвящённой творчеству М. Пришвина. Подчеркните грамматические основы предложений.
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии'* и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических2 отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся0 с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое0 нам чувство гармонии. Всё это — какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь0 с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь — происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
(А. Киселёв)
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
2. В каких значениях употребляются слова гармония, чуткость, творчество, нравственные поиски?
Гармония – взаимное согласие, согласованность в сочетании чего-либо.
Чуткость – способность легко замечать, постигать, понимать, учитывать происходящее.
Творчество – деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей; создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов.
Нравственные поиски – одна из сторон духовной жизни личности, особенно интенсивно проявляющаяся в моменты принятия ответственных решений, в ситуациях морального выбора, при разрешении нравственных конфликтов.
3. Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: формирование мироощущения писателя, находящее отражение в его творчестве.
Основные мысли:
1) смысл нравственных поисков писателя состоит в постоянном стремлении ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений.
2) нужно найти гармонии во взаимодействии между человеком и природой;
3) соприкасаясь с природой, человек вспыхивает, оживает.
4. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
Докажите, что это текст.
Данный отрывок является текстом. Он состоит из нескольких предложений, связанных между собой общей темой и общей мысли. Предложения связаны союзами и союзными словами. Текст обладает логичностью, последовательностью повествования, лексический состав предложений относится к одному стилю.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- указательные местоимения (это, этим)
- однокоренные слова (гармония, гармонических)
- лексический повтор (природа, гармония)
5. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок?
- приближения (приставка при- имеет значение «приближение»)
- соприкасаемся (неизменяемая приставка со-)
- присоединяя (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- прирождённое (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- вспыхивает (приставка перед основой на глухой согласный)
- оживает (неизменяемая приставка о-)
- нарушенной (неизменяемая приставка на-)
6. Объясните знаки препинания.
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, (запятая между однородными дополнениями) её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, (запятой выделяется деепричастный оборот) присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – (подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое – существительным в именительном падеже) какое-то чистое и единственное человеческое чувство, (запятая разделяет части сложного предложения) и мысль, (запятой выделяется деепричастный оборот) соприкасаясь с природой, (запятой выделяется деепричастный оборот) вспыхивает, (запятая между однородными сказуемыми) оживает, (запятая разделяет части сложного предложения) сам человек встаёт весь – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением время и условия) происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии». (прямая речь, после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, сама прямая речь заключается в кавычки)
7. Запишите высказывание М. Пришвина, используя предложение с косвенной речью.
Предложение из текста:
Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
Предложение с косвенной речью:
Михаил Пришвин, объясняя, в чём смысл гармонических отношений человека и природы, говорил, что в природе они соприкасаются с творчеством жизни и соучаствуют в нём, присоединяя к природе прирождённое им чувство гармонии. Также Пришвин утверждал, что «всё это – какое-то чисто и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
8. Напишите сжатое изложение.
Основной смысл нравственных поисков писателя заключается в стремлении ощутить поэзию движения и обновления жизни, приблизить её к гармонии и радости человеческих отношений. Это объясняет его чуткость как художника. В своих записях М. Пришвин говорил о том, что в природе мы соприкасаемся с творчеством жизни и участвуем в нём, восстанавливая гармонию.
Лексический анализ слова:
Гармонии
1. Гармония – взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.
2. Многозначное слово.
Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
3. Употреблено в прямом значении (1)
4. Синонимы: согласованность.
5. Антонимы: дисгармония, диссонанс.
6. Заимствовано из древнегреческого языка - скрепление, связь; соразмерность, стройность.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к общеупотребительной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Морфемный анализ слова:
Гармонических
1. Гармонических – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: гармонических
3. Найдём словообразовательные морфемы: гармонических < гармония
4. Найдём корень слова: гармонических (дисгармония, гармоничный).
5. гармонических
Орфографический анализ слова:
Соприкасаемся
1. соприкасаемся
2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.
3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.
5. Безударное личное окончание глагола; соприкасаться, 1 спряжение.
Прирождённое
1. прирождённое
2. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
3. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: род.
4. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе -ённ- пишется удвоенная нн.
5. Безударное окончание прилагательного; чувство (какое?) прирождённое.
Соприкасаясь
1. соприкасаясь
2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.
3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.
5. Правописание постфиксов -сь/-ся; после гласной пишется постфикс -сь.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением