Упр.117 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 117. 1. Запишите отрывок из статьи, посвящённой творчеству М. Пришвина. Подчеркните грамматические основы предложений.Можно представить себе основной смысл...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
117. 1. Запишите отрывок из статьи, посвящённой творчеству М. Пришвина. Подчеркните грамматические основы предложений.
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии'* и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических2 отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся0 с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое0 нам чувство гармонии. Всё это — какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь0 с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь — происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
(А. Киселёв)
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
2. В каких значениях употребляются слова гармония, чуткость, творчество, нравственные поиски?
Гармония – взаимное согласие, согласованность в сочетании чего-либо.
Чуткость – способность легко замечать, постигать, понимать, учитывать происходящее.
Творчество – деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей; создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов.
Нравственные поиски – одна из сторон духовной жизни личности, особенно интенсивно проявляющаяся в моменты принятия ответственных решений, в ситуациях морального выбора, при разрешении нравственных конфликтов.
3. Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: формирование мироощущения писателя, находящее отражение в его творчестве.
Основные мысли:
1) смысл нравственных поисков писателя состоит в постоянном стремлении ощутить поэзию движения, обновления жизни, её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений.
2) нужно найти гармонии во взаимодействии между человеком и природой;
3) соприкасаясь с природой, человек вспыхивает, оживает.
4. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
Докажите, что это текст.
Данный отрывок является текстом. Он состоит из нескольких предложений, связанных между собой общей темой и общей мысли. Предложения связаны союзами и союзными словами. Текст обладает логичностью, последовательностью повествования, лексический состав предложений относится к одному стилю.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- указательные местоимения (это, этим)
- однокоренные слова (гармония, гармонических)
- лексический повтор (природа, гармония)
5. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок?
- приближения (приставка при- имеет значение «приближение»)
- соприкасаемся (неизменяемая приставка со-)
- присоединяя (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- прирождённое (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- вспыхивает (приставка перед основой на глухой согласный)
- оживает (неизменяемая приставка о-)
- нарушенной (неизменяемая приставка на-)
6. Объясните знаки препинания.
Можно представить себе основной смысл нравственных поисков писателя: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) это постоянное стремление ощутить поэзию движения, обновления жизни, (запятая между однородными дополнениями) её приближения к гармонии и радости глубоко человечных отношений. Этим во многом и объясняется необыкновенная его чуткость как художника. Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, (запятой выделяется деепричастный оборот) присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – (подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое – существительным в именительном падеже) какое-то чистое и единственное человеческое чувство, (запятая разделяет части сложного предложения) и мысль, (запятой выделяется деепричастный оборот) соприкасаясь с природой, (запятой выделяется деепричастный оборот) вспыхивает, (запятая между однородными сказуемыми) оживает, (запятая разделяет части сложного предложения) сам человек встаёт весь – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением время и условия) происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии». (прямая речь, после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, сама прямая речь заключается в кавычки)
7. Запишите высказывание М. Пришвина, используя предложение с косвенной речью.
Предложение из текста:
Смысл гармонических отношений человека и природы он объяснил в дневнике так: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
Предложение с косвенной речью:
Михаил Пришвин, объясняя, в чём смысл гармонических отношений человека и природы, говорил, что в природе они соприкасаются с творчеством жизни и соучаствуют в нём, присоединяя к природе прирождённое им чувство гармонии. Также Пришвин утверждал, что «всё это – какое-то чисто и единственное человеческое чувство, и мысль, соприкасаясь с природой, вспыхивает, оживает, сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии».
8. Напишите сжатое изложение.
Основной смысл нравственных поисков писателя заключается в стремлении ощутить поэзию движения и обновления жизни, приблизить её к гармонии и радости человеческих отношений. Это объясняет его чуткость как художника. В своих записях М. Пришвин говорил о том, что в природе мы соприкасаемся с творчеством жизни и участвуем в нём, восстанавливая гармонию.
Лексический анализ слова:
Гармонии
1. Гармония – взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.
2. Многозначное слово.
Гармония – 1. Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо. 2. (муз.) Согласованность, стройность звучания; благозвучие. 3. (муз.) Раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов. 4. (лингв.) В ряде языков — уподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм. 5. (муз.) Клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
3. Употреблено в прямом значении (1)
4. Синонимы: согласованность.
5. Антонимы: дисгармония, диссонанс.
6. Заимствовано из древнегреческого языка - скрепление, связь; соразмерность, стройность.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к общеупотребительной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Морфемный анализ слова:
Гармонических
1. Гармонических – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: гармонических
3. Найдём словообразовательные морфемы: гармонических < гармония
4. Найдём корень слова: гармонических (дисгармония, гармоничный).
5. гармонических
Орфографический анализ слова:
Соприкасаемся
1. соприкасаемся
2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.
3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.
5. Безударное личное окончание глагола; соприкасаться, 1 спряжение.
Прирождённое
1. прирождённое
2. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
3. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: род.
4. Правописание н/нн в суффиксах прилагательных; в суффиксе -ённ- пишется удвоенная нн.
5. Безударное окончание прилагательного; чувство (какое?) прирождённое.
Соприкасаясь
1. соприкасаясь
2. Правописание неизменяемых приставок; приставка со- является неизменяемой.
3. Правописание приставок при-/пре-; приставка при- имеет значение «приближение».
4. Безударная гласная в корне слова; чередование корней -кас-/-кос-; после корня стоит суффикс -а-.
5. Правописание постфиксов -сь/-ся; после гласной пишется постфикс -сь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением