Параграф 1 ГДЗ Боголюбов Городецкая 8 класс (Обществознание)

Изображение Глава I. Личность и общество§ 1. Общество и его развитиеЗАДУМАЕМСЯМожет ли человек жить вне общества? Человек не может существовать вне общества в долгосрочной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Городецкая, Иванова 8 класс, Просвещение:
Глава I. Личность и общество
§ 1. Общество и его развитие
ЗАДУМАЕМСЯ
Может ли человек жить вне общества?
Человек не может существовать вне общества в долгосрочной перспективе. Общество обеспечивает человеку необходимые условия для выживания, социализации и развития. Оно предоставляет ресурсы, культуру, язык и возможности для взаимодействия. Индивид, изолированный от общества, теряет возможность полноценного развития и удовлетворения социальных потребностей, таких как общение, признание и поддержка.
Является ли общество простой совокупностью людей?
Общество не является простой совокупностью людей. Оно представляет собой сложную систему, включающую социальные институты (семья, государство, экономика), культурные нормы, ценности и отношения. Связи между людьми формируют общественные структуры, которые обеспечивают порядок и развитие.
ВСПОМНИМ
Как связаны общество и природа?
Общество существует внутри природы и использует её ресурсы для своего развития. Природа даёт человеку всё необходимое для жизни (пища, вода, энергия), но общество, в свою очередь, влияет на природу, изменяя и преобразуя её в процессе хозяйственной деятельности. Гармоничное взаимодействие с природой — один из ключевых факторов устойчивого развития общества.
Каковы основные виды общественных отношений?
• Экономические
• Политические
• Социальные
• Духовные
Что свидетельствует о развитии общества?
• Технический прогресс и развитие технологий
• Увеличение уровня образования и научных достижений
• Социальные реформы и улучшение условий жизни
• Развитие правовых систем и демократических институтов
• Улучшение экологической устойчивости и защиты природы
Сравните эти ситуации. В чём их сходство и каково главное различие?
И Робинзон Крузо, и семья Лыковых жили в условиях полной или частичной изоляции, где доступ к благам цивилизации был крайне ограничен. Оба примера демонстрируют, что герои полностью полагались на собственные силы для выживания: выращивали пищу, создавали одежду и предметы быта.
Главное различие:
Робинзон Крузо стремился воссоздать привычные условия жизни и искал способы вернуться в общество. Семья Лыковых сознательно отказались от большинства благ цивилизации и не стремились вернуться к привычной социальной жизни.
Какие предметы обихода ценятся более всего там, где потеряна связь с обществом?
• Инструменты
• Утварь
• Семена и продукты питания
• Одежда
Почему?
В условиях отсутствия связи с обществом невозможно получить новые вещи или продукты, поэтому инструменты, семена и материалы становятся основой выживания. Они позволяют создавать и поддерживать жизненно важные ресурсы, необходимые для автономной жизни.
Можно ли, на ваш взгляд, выделить сферу, которая оказывает наибольшее влияние на развитие других сфер и общества в целом? Обоснуйте свой ответ.
Наибольшее влияние на развитие других сфер и общества в целом оказывает экономическая сфера. Экономика обеспечивает материальные ресурсы, необходимые для функционирования государства, социальных институтов, науки и культуры. Развитие производства, технологий и инфраструктуры создает условия для социальной стабильности, улучшения качества жизни и стимулирует научные открытия. Без устойчивой экономики другие сферы сталкиваются с ограничениями в финансировании и развитии.
Какие технические достижения сделали возможным появление такой газеты?
- Изобретение книгопечатания
- Создание печатных станков
- Техническое развитие производства бумаги
Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
- Экономическая сфера (развитие типографий и бумажного производства)
- Социальная сфера (расширение доступа к информации и образованию)
- Культурная сфера (распространение знаний и просвещение)
- Политическая сфера (государственная поддержка печати для информирования населения)
На схеме каждый тип общества представлен определённым объектом. Согласны ли вы с тем, что символом традиционного общества можно считать серп, ведь известно, что, к примеру, первые европейские университеты возникли именно в период господства этого общества? Обоснуйте свой вывод.
Для традиционного (аграрного) общества характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии; решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа (жрецам либо церкви) и армии, поэтому можно считать, что серп олицетворяет традиционное общество.
На картине швейцарского художника Ф. Ходлера изображена столярная мастерская. Как вы считаете, характеризует ли данное производство этап индустриального общества или относится к более раннему периоду? Обоснуйте свой вывод.
Производство, изображённое на картине Ф. Ходлера относится к более раннему периоду, предшествующему индустриальному обществу.
Столярная мастерская на картине представляет ручное ремесленное производство, где основной акцент сделан на индивидуальный труд мастеров. Для индустриального общества характерно использование машин и механизированного оборудования. Если в мастерской преобладают простые инструменты, это свидетельствует о доиндустриальной эпохе.
Что ещё, помимо изображённого на картинке, могло бы служить символом информационного общества?
- Флешка
- Провод
- Университет
- Самолет
- Автомобиль
- Пластиковая карта
Приведите известные вам из курса истории примеры, подтверждающие такое влияние политических потрясений на различные сферы общества.
Одним из таких примеров является Великая французская революция 1789–1799 годов. В результате были ликвидированы монархия и сословные привилегии, провозглашены права человека и гражданина. Однако революционные изменения привели к периоду террора и диктатуре, усугубили экономические трудности, вызвав инфляцию и обнищание населения. Общество оказалось расколотым на революционеров и роялистов, что способствовало гражданским конфликтам.
Другим ярким примером стала Октябрьская революция 1917 года в России. Приход к власти большевиков и провозглашение социалистического курса сопровождались национализацией предприятий и земель. Это привело к началу Гражданской войны, экономическому спаду и массовому голоду. Новая власть установила диктатуру пролетариата, что ограничило свободы и усилило социальное напряжение. Конфликт между «красными» и «белыми» стал причиной долгого противостояния.
1. Каково значение понятия «общество»?
Исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми и объединяет людей в общество.
2. Какие сферы жизнедеятельности людей включает общество?
- Экономическая
- Политическая
- Духовная
- Социальная
3. Как менялась жизнь людей при переходе от одного этапа развития общества к другому?
Для первого этапа — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии; решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа (жрецам либо церкви) и армии. Основная масса населения проживала в деревнях.
На следующем этапе — в индустриальном обществе — происходили значительные перемены. Учёные выделяют такие отличия индустриального общества от аграрного:
— преобладание не сельскохозяйственного, а промышленного производства;
— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;
— усиление роли корпораций (объединений лиц, имеющих общие коммерческие интересы) в обществе, снижение влияния церкви и армии.
Менялся образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращалась доля населения, занятого в сельском хозяйстве, росла численность городского населения.
Ряд стран, по мнению многих учёных, сегодня переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение в информационном обществе имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на всестороннее образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.
4. В чём выражается эволюционный характер развития общества?
Эволюция общества предполагает преемственность в социальном развитии, сохранение накопленных богатств. Не исключаются и изменения в различных сферах жизни общества, особенно их ускоряют реформы.
5. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?
Другой формой общественных изменений выступают революции, которые часто коренным образом меняют сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомните какие). Однако, хотя революционные изменения были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоёв общества. Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе; утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Под влиянием резких политических изменений в стране мог начаться социально-экономический кризис, сопровождающийся спадом производства и противоборством разных слоёв населения.
6. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?
Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, которые осознали необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие импульс преобразованиям.
7. Каковы основные отличия реформ от революций?
Реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей. Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. Движением «снизу», то реформы проводятся «сверху».
1. Выскажите своё отношение к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом». Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
Возникновение человека и общества действительно являются неразрывно связанными процессами. Человек как биологическое существо формировался и развивался в условиях социальной среды. Без взаимодействия с другими людьми невозможно было бы развитие языка, культуры, моральных норм и навыков выживания. С самого начала своего существования люди объединялись в группы для защиты, добычи пищи и обмена знаниями. Социальная организация позволила человеческому роду эволюционировать и создать цивилизацию. Таким образом, человек и общество взаимозависимы: человек создаёт общество, а общество формирует личность.
2*. В курсе истории вы изучали рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?
В экономической сфере рабовладельческое общество основывалось на труде рабов, которые не имели личной свободы. В феодальном обществе основной формой эксплуатации был труд крепостных крестьян, которые были лично зависимы, но имели определённые права на землю.
В социальной сфере рабовладельческое общество делилось на свободных граждан и рабов, а феодальное — на феодалов и крестьян.
В политической сфере рабовладельческие общества чаще представляли собой города-государства с централизованной властью, тогда как феодальные государства характеризовались децентрализацией и феодальной иерархией.
В духовной сфере религия играла важную роль в обоих типах обществ, но в феодальном обществе христианская церковь имела значительное влияние на все аспекты жизни.
3. Выскажите собственное мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
Утверждение «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» верно, так как общество формирует законы, нормы и ценности, которым каждый человек вынужден подчиняться. Однако внутри общества человек может быть свободным в своих мыслях и действиях в рамках этих норм. Жизнь вне общества, как показывает пример Робинзона Крузо, не освобождает человека от необходимости взаимодействия с социальными продуктами. Полная изоляция лишает человека многих возможностей для развития и самореализации.
4. Аргументируйте свою позицию по отношению к утверждению русского публициста и литературного критика В, Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Высказывание Белинского подчёркивает неразрывную связь человека с обществом. Человек неизбежно испытывает влияние социальных событий, так как живёт в их контексте. Эмоции, ценности и даже физическое состояние человека часто зависят от состояния общества. Исторические примеры подтверждают эту мысль: в периоды войн, кризисов или подъёма люди переживают как коллективные страдания, так и радости. Белинский прав в том, что человек — это отражение своего времени и среды.
5. Приведите примеры революций, известных вам из курса истории, Есть ли что-либо общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назовите их.
Французская революция (1789) произошла из-за социального и экономического неравенства. Русская революция (1917) была вызвана обострением социального конфликта и политической нестабильностью.
Во всех революциях прослеживается борьба за права и изменение существующего порядка, что объединяет их характер.
6. Как могут повлиять революционные события в стране на её последующее развитие? Приведите любые примеры.
Революционные события могут привести к смене политического режима и ускорению социально-экономических реформ. Например, Октябрьская революция привела к созданию СССР и социалистической системы. Однако революции могут также вызвать кризисы и гражданские войны, что задерживает развитие страны. Французская революция, несмотря на хаос, заложила основы демократических свобод.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением