Вопросы для повторения 3 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. В чём сходство и различие морфемы и слова?2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?4....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.1. Сходство в том, что слово может быть равным морфеме. Более сложное слово делится на морфемы. Морфема же в свою очередь, делится на фонемы. Функционально слово самостоятельно само по себе, в то время как морфема – нет. Общим для слов и морфем является также обобщающий характер: слова могут обозначать что-то в общем, а суффиксы характеризуют принадлежность к той или иной функции или явлению.
2. Любое слово состоит из корневой (-ых) морфем и служебных (аффиксов). Корневая морфема – основная часть слова. Корень несет в себе лексическое значение, а также является общей частью родственных слов, называемых однокоренными. Корневая морфема, в отличие от аффиксов, не закрепляется за какой-либо частью речи, а также может употребляться в свободном виде.
3. Аффиксы – это морфемы, присоединяемые к корню и служащие для образования новых слов. В русском языке выделяют следующие аффиксы: приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Аффиксы могут быть как словообразовательными, так и формообразующими. Путем словообразовательных образуются новые слова, при помощи формообразующих – новые формы одного и того же слова. Аффиксальные морфемы имеют свое значение. Например, суффикс –к- имеет несколько значение: 1) лицо женского пола, образованное от соответствующего существительного мужского пола (студент – студентка); 2) предмет, приспособление, орудие или помещение, предназначенные для осуществления действия (терка); 3) предмет – результат действия (закалка, записка); 4) какое-либо действие (попытка, тренировка); 5) значение преуменьшения (вода – водичка).
4. Синонимичными являются приставки по- - ис- (попить –испить); суффиксы -ч-/-ец- (ловчий – ловец). Основное различие таких морфем – стилистическое: одна из морфем относится к книжному или устаревшему типу речи, другая – к разговорному.
5. Суффикс –ин-: баранина (значение «вид мяса») – картина (значение «один предмет из множества») – седина (значение «отвлеченный признак») – царапина (значение «результат действия») – грузин (значение «лицо, являющееся представителем определенной нации»). Приставка пре-: преобразовать (значение «изменение состояния») – превознести (значение «чрезмерность действия») – прервать (значение «доведение действия до нужного предела») – превосходный (значение «высшая степень качества»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением