Вопросы для повторения 23 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Вопросы для повторения1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора?2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
Вопросы для повторения
1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора?
2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись в древности. Охарактеризуйте особенности одного из видов речи.
3. Что понимается под ораторским тактом? Как вы объясните данное понятие применительно к современности? Продемонстрируйте на конкретном примере.
4. Подготовьте конспект академической речи (лекции). Выделите основную мысль. Определите, не нарушена ли связь между частями текста, соответствует ли содержание теме речи. Ответ аргументируйте.
5. Подготовьте речь агитационного характера.
6. Какие приёмы вступления в речь можно использовать, чтобы привлечь внимание аудитории, если:
а) в аудитории шум;
б) аудитория настроена негативно?
7. А. Кони в советах лекторам писал: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами...» Как реализуется этот тезис А. Кони в речах современных политических обозревателей и общественных деятелей?
8. Составьте собственное руководство «Учусь говорить хорошо и правильно». При выполнении задания используйте материалы данного раздела.
1. По мнению М. Сперанского, речь оратора должна обладать ясностью, разнообразием, единством слога и грамотным произношением.
2. В древности выделялись следующие виды ораторского искусства: политическая речь, торжественная, судебная речь, надгробное слово и пангерики (патриотическая речь). Политические речи прежде всего призваны донести до слушателя свою позицию по тому или иному политическому вопросу. Она характеризуется открытой (зачастую провокационной) авторской позицией, хорошей аргументацией, доходчивостью. Политическая речь может быть информационной, призывной или же дискуссионной.
3. Ораторский такт – это способность при минимальных затратах достичь своей речью необходимой цели. Ораторский такт включает в себя следующие навыки:
- учитывать момент выступления (выбрать максимально удобное для него время);
- понять аудиторию и разговаривать на ее языке;
- удерживать внимание слушателей;
- не утомлять аудиторию;
- говорить только то, что хочешь сказать, не касаясь каких-либо спорных тем (если только именно они не являются темой выступления)
Наиболее ярким примером здесь является речь Стива Джобса перед студентами Стэндфордского университета в 2005 году. Если проанализировать данное выступление, то можно заметить, что речь Джобса простая и понятная, больше напоминающая дружеский разговор и совет, нежели наставления. Кроме того, слушать ее ни разу не скучно, а даже скажем, захватывающе. В своей речи Джобс не касается каких-то лишних тем и говорить только те мысли, которые хочет донести до студентов.
4. Конспект лекции Владимира Набокова «Писатели, цензура и читатели в России»
1. Определение русской литературы. Взгляд на русскую литературу с позиций иностранного и русского читателя.
2. Вся великая русская литература, за исключение одного произведения, принадлежит 19 веку, что отличает ее от другой европейской литературы.
3. Несмотря на все ограничения и возможные наказания, литература 19 века обладала достаточно большой свободой. Писатели и поэты могли освещать любую проблему, происходящую в обществе.
4. Художнику в 19 веке противостояли две силы: правительство и цензоры.
5. С приходом советской власти свобода в творчестве закончилась. Новое правительство провозгласило литературу орудием в руках государства, что привело к созданию т.н. советской литературы – буржуазной по своей стилистике, скучной и следующей за той или иной государственной доктриной.
6. Все темы литературы были продиктованы свыше. Писатель должен был писать только о том, о чем ему говорили сверху.
7. Иностранцы в любом малейшем отступлении от советской линии, видели нотки политического протеста. Однако даже такие произведения не допускали ни индивидуальности, ни творческих порывов.
8. В отличие от западных, советские писатели были обязаны заканчивать свои произведения так, как было предписано законом. Для сохранения интереса читателя к тексту, авторы прибегали к некоторым уловкам. Например, вводили второстепенных персонажей, умирающих во благо Великого Государства. Или же смерть коммуниста символизировала победу коммунистической идеи – смерть во имя триумфа.
5. Какая проблема является наиболее важной в современном обществе? Если подумать, то таких проблем наберется даже не одна, а несколько. Это и алкоголизм, и загрязнение окружающей среды, и увеличивающаяся безработица. Однако одна из проблем стоит несколько особняком и является проблемой всего общества.
В обществе к наркоманам принято относится настороженно, а чаще всего и с презрением. Однако мы ведь стараемся не бросать человека в беде, пытаемся помочь ему всем, чем можем. Так почему же от наркозависимых принято отказываться, а не помогать им? Ведь зачастую люди подсаживаются на наркотики из-за каких-то проблем в своих жизни, пытаясь таким образом сбежать от них. Мало кто становится наркоманом просто от скуки.
Так давайте же будем слышать друг друга, ведь, к примеру, подростки чаще всего становится наркоманами от того, что взрослые их не слышат, а зачастую, и не хотят слышать. Также нужно проявлять сострадание к тем, кому не хватило сил самостоятельно бороться со своими проблемами. Не нужно клеймить их слабыми и пропащими. Ведь слабыми являются как раз тот, кто осуждает других.
6.
а) Для того, чтобы привлечь к себе внимание в шумной аудитории, начинать говорить нужно чуть громче обычного (но ни в коем случае не кричать!). Достаточно повысить голос на одну тональность. А после того, как аудитория вас услышала, следует перейти на нормальный для вас тон речи.
б) Для выступления в негативно настроенной аудитории следует начать свою речь с каких-либо устоявшихся и бесспорных аксиом. Это необходимо прежде всего для того, чтобы хотя бы часть аудитории приняла сторону оратора. Однако не нужно стараться переманить всех на свою сторону, поскольку этот попросту нереально. Выступление должно быть больше информативным, нежели убеждающим.
7. К сожалению, современные общественные деятели почти не используют в своих речах принцип, высказанный А. Кони. Не в последнюю очередь это связано с тем, что устройство современного общества слишком далеко ушло от всего того, что было сказано и проанализировано в предыдущие десятилетия. Почти все, что было высказано предшественниками, не имеет силы в современном обществе и зачастую только тормозит его развитие, так как в информационном обществе все изменения происходят слишком быстро.
8. «Учусь говорить хорошо и правильно»
1. Стиль речи должен соответствовать той аудитории, перед которой произносится речь. Текст будет стилистически различаться в том случае, если в аудитории находятся студенты, представители каких-либо субкультур, или же политики.
2. Лекция должна максимально полно и точно охватывать рассматриваемый вопрос. Следует избегать лишней воды, а также не относящихся к теме отступлений.
3. Речь должна быть построена логично и последовательно. Недопустимо перескакивание с одной темы на другую, от одной мысли к другой при условии, что они практически не связаны друг с другом.
4. Говорить следует четко, ясно и громко, не переходя при этом на крик. Произносить речь следует в одной тональности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением