Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 447. Прочитайте отрывок из повести А. Платонова «Котлован». Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными цели, выпишите их и выполните синтаксический...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
447. Прочитайте отрывок из повести А. Платонова «Котлован». Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными цели, выпишите их и выполните синтаксический разбор.
В это время отворился дверной вход, и Вощев увидел ночного косаря с артельным чайником: кипяток уже поспел на плите, которая топилась на дворе барака; время пробуждения миновало, наступила пора питаться для дневного труда...
Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли силой тяжести мёртвого груза; розовый цветок был изображён на облике механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время. Мастеровые сели в ряд по длине стола, косарь, ведавший женским делом в бараке, нарезал хлеб и дал каждому человеку ломоть, а вприбавок ещё по куску вчерашней холодной говядины. Мастеровые начали серьёзно есть, принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею. Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину. Он уже был доволен и тем, что истина заключалась на свете в ближнем к нему теле человека, который сейчас только говорил с ним, значит, достаточно лишь быть около того человека, чтобы стать терпеливым к жизни и трудоспособным.
1. Известный русский литературовед Ю. Левин, тщательно проанализировав синтаксический строй произведений А. Платонова, отмечал избыточность сложноподчинённых предложений. Среди сложноподчинённых предложений избыточными он считал придаточные цели. Найдите эти придаточные, проанализируйте их. Докажите или опровергните точку зрения Ю. Левина.
2. Найдите в тексте синтаксические средства выразительности, назовите их.
3. Каким членом предложения являются выделенные слова? Назовите способ их образования.
1. Придаточные цели проанализированы в предыдущем задании. Придаточные цели характеризуют какое-либо явление, для которого было воспроизведено некое действие в предшествующих предложениях, т.е. по сути они характеризуют желаемый результат.
В произведениях Платонова действительно очень много длинных, сложных предложений. Он использовал их для придания литературному языку большей выразительности и эмоциональности. Учитывая, что придаточные цели описывают желаемое действие или результат, можно предположить, что А. Платонов использует их для того, чтобы придать речи некую недосказанность. Показать, что поиск человека – вечен; он всегда будет пытаться понять себя. Также следует заметить, что тяжеловесность языку Платонова, помимо сложноподчиненных предложений, придают большее количество канцеляризмов. За счет данных лексических средств читать произведения Платонова крайне тяжело, особенно поначалу. Для облегчения литературного языка было бы логичнее разделить сложноподчиненные предложения на несколько более небольших по структуре, а также заменить канцеляризмы более привычными читателю обозначениями. Однако не стоит забывать, что все это является неким узнаваемым приемом творчества автора.
2. Средства выразительности:
- эпитеты (артельный чайник; сельские часы, мертвый груз);
- метафоры (кипяток поспел; время миновало; страх утраты);
- олицетворения (часы шли).
3. Мастеровые – переход из одной части речи в другую (из прилагательного в существительное). В обоих предложениях слово «мастеровые» является подлежащим.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением