Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 445 . Прочитайте отрывок из повести «Прощание с Матёрой». Выпишите предложения в две группы: 1) предложения со сравнительным оборотом; 2) сложные предложения с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
445 . Прочитайте отрывок из повести «Прощание с Матёрой». Выпишите предложения в две группы: 1) предложения со сравнительным оборотом; 2) сложные предложения с придаточным сравнения. Какие средства выразительности встречаются в этих предложениях?
Много лет знали Богодула как глубокого старика и много уже лет он не менялся, оставаясь всё в том же виде, в каком показался впервые, будто Бог задался целью провести хоть одного человека через несколько поколений. Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжёлой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнёзда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза. От снега до снега Богодул шлёпал босиком, не разбирая ни камней, ни колючек; ноги его, разлапистые и чёрные, потерявшие видимость кожи на них, настолько затвердели, что казались окостеневшими, будто на старую кость наросла новая. Одно время ребятишки наловчились ловить змей: прижмут рогаткой к земле и хватают возле головы, бегут пугать девчонок и баб; увидев раз выпущенную ненароком, ползущую по дороге тварь, возле которой прыгала ребятня, Богодул, не долго думая, подставил ей голую ступню — змея ткнула и не проткнула, ударилась, как о камень. С того случая мальчишки нашли новую забаву: всех пойманных змей доставляли Богодулу, а он, сидя на валуне возле своего барака и руками приподняв ногу, дразнил их, хехекая, как от щекотки, когда змея в мгновенном прыжке пыталась проколоть его твердь...
В последние годы, когда пошли слухи, а затем и началась суета с переселением, Богодул был единственным, кого они словно бы никаким боком не касались, — или рассчитывал до того помереть, или так же, как здесь, пристроиться возле старух и на новом месте.
Для них вся жизнь теперь состояла только в этом, и о чём бы ни заходил разговор, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним — подступающим затоплением Матёры и скорым переездом. Богодул сидел тут же, с шорканьем, будто камень тёр о камень, чесал свои донельзя заскорузлые ноги или, шумно гоняя воздух, тяжело отпыхивался после чая и угрюмо сипел.
(В. Распутин)
1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.
2. Выпишите существительные с чередованием гласных в корне, объясните их правописание.
3. В последнем абзаце найдите слово, образованное приставочносуффиксальным способом, выполните его орфоэпический разбор.
4. Объясните значение выделенных слов. Подумайте, как образовались эти слова.
5. Объясните написание частицы ни в предложениях. Какую функцию она выполняет?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением