Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 40. Прочитайте отрывок из произведения Ю. Полякова «Сто дней до приказа». Определите тип речи, обоснуйте свой выбор. Выпишите термины. В какую тематическую группу их...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
40. Прочитайте отрывок из произведения Ю. Полякова «Сто дней до приказа». Определите тип речи, обоснуйте свой выбор. Выпишите термины. В какую тематическую группу их можно объединить? С какой целью их использует автор?
...Я испуганно открываю глаза и вижу старшину батареи — прапорщика Высовеня.
— Вставай! Трибунал проспишь! — сурово шутит прапорщик.
За окошком не утро, а знобкая темень. Ежась и застегиваясь на ходу, ребята выбегают на улицу. Сквозь стекло видно, как на брусчатом батарейном плацу топчется несколько солдат — зародыши будущей полноценной шеренги.
В казарме, возле изразцовой печки стоит сердитый, со следами сна на лице замполит дивизиона майор Осокин. Время от времени он резко дергает головой, точно отгоняет надоедливую мысль. Это — тик, последствие контузии, полученной в Афгане.
Рядом с замполитом томится командир нашей батареи старший лейтенант Уваров. Он пытается хмуриться, как бы недовольный неорганизованным подъёмом вверенной ему батареи, но взгляд у него растерянный. В руках наш нервный комбат мнет и ломает свою гордость — фуражку-аэродром, пошитую в глубоко законспирированном столичном спецателье.
— Давай, Купряшин, давай! — брезгливо кивает мне комбат Уваров. — Спишь, как на первом году! Защитничек...
— А что случилось? — совсем по-цивильному спрашиваю я, потому что часть мозга, ведающая уставными словосочетаниями, ещё не проснулась. — Тревогу же на завтра назначили.
Старшина Высовень медленно скашивает глаза в сторону замполита, потом снова смотрит на меня, и в его взоре столько многообещающей отеческой теплоты, что я пулей срываюсь вниз, вмиг обрастаю обмундированием, на бегу опоясываюсь ремнём, вылетаю на улицу и врезаюсь в строй. Шеренга вздрагивает, принимая блудного сына, и замирает.
Как вы понимаете смысл выделенных словосочетаний? На чём строится языковая игра? Найдите подобные примеры в тексте.
Тип речи – повествование с элементами диалога. Текст повествует о событиях, близких по времени, а также происходящих последовательно друг за другом. В тексте присутствует большое количество глаголов настоящего времени, что характерно для повествования. В повествование вписываются три диалоговых реплики.
Термины: старшина батареи, прапорщик, трибунал, плац, солдаты, шеренга, казарма, замполит дивизиона, контузия, батарея, комбат.
Все термины в тексте объединены одной темой – они относятся к военной терминологии. Они используются автором для того, чтобы дать читателю характеристику военной части, а также для характеристики описываемых им персонажей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением