Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Другие ответы на тему:
#счастье
#рассуждения
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
330. Прочитайте отрывок из романа «Обломов». Составьте таблицу и выпишите слова с не, ни, раскрывая скобки и распределяя слова по группам в зависимости от части речи.
Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев. Постороннему, который увидит его в первый раз, скажут имя его — тот забудет сейчас, и лицо забудет; что он скажет — не заметит. Присутствие его (ни)чего не придаст обществу, так же как отсутствие (ни)чего не отнимет от него.
Может быть, он умел бы по крайней мере рассказать всё, что видел и слышал, и занять хоть этим других, но он (ни)где не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал (ни)куда; следовательно, видел и слышал то, что знали и другие.
Симпатичен ли такой человек? Любит ли, ненавидит ли, страдает ли? Должен бы, кажется, и любить, и не любить, и страдать, потому что (ни)кто не избавлен от этого. Но он как-то ухитряется всех любить. Есть такие люди, в которых, как ни бейся, не возбудить (ни)как духа вражды, мщения и т.п. Что ни делай с ними, они всё ласкаются. Впрочем, надо отдать им справедливость, что и любовь их, если разделить её на градусы, до степени жара (ни)когда не доходит. Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они (ни)кого не любят и добры потому только, что не злы.
Он имеет своего какого-то дохода рублей триста в год, и, сверх того, он служит в какой-то неважной должности и получает неважное жалованье: нужды не терпит и денег ни(у)кого не занимает, а занять у него и подавно в голову (ни)кому не приходит.
В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что (ни)как не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше, так, чтоб можно было определить, к чему он именно способен.
(Ни)когда не поймаешь на лице его следа заботы, мечты, что бы показывало, что он в эту минуту беседует сам с собою, или (ни)когда тоже не увидишь, чтоб он устремил пытливый взгляд на какой-нибудь внешний предмет, который бы хотел усвоить своему ведению.
Едва ли кто-нибудь, кроме матери, заметил появление его на свет, очень (не)многие замечают его в течение жизни, но, верно, (ни)кто не заметит, как он исчезнет со света; (ни)кто не спросит, не пожалеет о нём, (ни)кто и не порадуется его смерти. У него нет ни врагов, ни друзей, но знакомых множество.
Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безличный намёк на людскую массу, глухое отзвучие, неясный её отблеск.
(И. Гончаров)
1. Определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы ориентировались?
2. О каких людях говорит Гончаров? Почему он называет их «глухим отзвучием»? Подберите пословицы и фразеологизмы, которые могли бы характеризовать подобный тип людей.
3. Какую проблему, по вашему мнению, поднимает автор в данном отрывке? Сформулируйте её.
Лингвистическое наблюдение. Проанализируйте тему «Трудные случаи правописания частиц не и ни». Составьте алгоритм их написания. Подготовьте словарный диктант на все трудные случаи написания не и ни.
2. Гончаров рассуждает о так называемых «серых» людях. Это такие люди, которые не добились ничего в жизни (и чаще всего и не пытались), у них схожие интересы, зачастую весьма посредственные; они готовы угождать всем, кто выше их на карьерной лестнице. Они как правило негативно выступают против всего, что хоть как-то выделяется из их картины мира. Эти люди чаще всего транслируют чужие мысли и взгляды, поскольку сами дальше своего города не выезжали. Это же относится и ко всему остальному – мнение о книгах, фильмах, спектаклях они берут из близких им источников, не ознакомившись с самим предметом обсуждения – «не смотрел/читал/слушал, но осуждаю». Именно из-за таких их качеств Гончаров называет их «глухим отзвучием».
Пословицы и фразеологизмы: ни рыба ни мясо; ни богу свечка ни черту кочерга; середка на половине – так себе; ни то ни се; второй сорт; не бог весть какой; серединка на половинку.
3. В данном тексте Гончаров рассуждает о людях, которые не приносят обществу ни хорошего ни плохого, они просто существуют. Проблема состоит в том, что подобных людей в любом обществе – большинство. Гончаров считает, что каждый человек должен приносить какую-то пользу в обществе. Однако такая мысль, по сути, утопична. Всегда будут те, кто не хочет вкладывать свои силы в преобразование мира, даже самое минимальное. Большинству – т.н. «серой массе» - намного больше превалирует не самим думать и рассуждать о проблемах мироздания, а идти за тем, кто обладает большим красноречием и харизмой.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением