Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ СИМВОЛОВ, а затем нажмите кнопку "ПРОВЕРИТЬ".
|
Прочитайте текст и выполните задания 1—3
|
(1)Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. (2)B отличие от фауны взаимодействие людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. (3) <...> коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.
|
| |||
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
Запишите номера этих предложений. 1) Насекомые, птицы, животные используют звуки и движения в качестве средства обмена информацией. 2) Язык — важнейшее средство человеческого общения, орудие познания, инструмент мышления. 3) Коммуникация между людьми, в отличие от обмена информацией между насекомыми, птицами и животными, осуществляется при помощи языка, являясь в силу этого механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. 4) Общение является важнейшим механизмом формирования человека как личности, средством влияния социума на личность, и способность к обмену информацией является главным отличием человека от животных, птиц, насекомых. 5) Язык, являясь средством человеческого общения, в отличие от средств обмена информацией между насекомыми, птицами и животными, обеспечивает процессы познания и мышления, формирует механизм становления человека как социальной личности, влияния общества на личность. |
| |||
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Вопреки этому Именно это Благодаря этому He только это Наоборот, Запишите ответ БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЯЗЫК, -а, муж. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Обжечь я. Положить таблетку под я. 2. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Русский я. 3. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. жестов. Я. программирования. 4. Устар. Народ, народность. Слух обо мне пройдёт по всей Pycu великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык (Пушкин). 5. O том, что имеет удлинённую, вытянутую форму. Языки пламени. Огненный я. Я. волны. |
| |||
B одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. позвонИт бАнты дождАлась понЯвший надОлго |
| |||
B одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Туристической группе долго пришлось идти по крутым склонам с КАМЕНИСТОЙ почвой. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору НАДЕТЬ, чтобы перейти дорогу, размытую дождевыми потоками. Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. По мнению критиков, этому произведению недостаёт ЖИТЕЙСКИХ красок. Как черта мировой культуры ГУМАНИЗМ проявился уже в Древнем мире. |
| |||
B одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. более АККУРАТНО до ДВУХТЫСЯЧНОГО года ПОЕЗЖАЙ за мной несколько ПЕСЕН с ИХНИМИ высказываниями |
| ||||||||
Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
| |||
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. бл..стательный изл..гать к..саться выж..гать ч..стота(пульса) |
| |||
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..уныть, пр..бой бе..конечный, pa..бeг без..мянный, пo..ск непод..ёмный, в..юнок о..бросил, по..скочил |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. отверд..вать письм..цо ландыш..вый отворач..вать ослаб..вать |
| |||
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. гарантиру..мый зате..шь наполн..нный завис..шь омыва..мый |
| |||
Определите предложение, в котором HE со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Большой дом с (НЕ)КРАШЕНЫМ дощатым полом был меблирован самыми простыми жёсткими диванами и креслами. B русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с членами предложения, к таким словам относятся вводные слова и предложения, обращения, междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Выразить благодарность человеку нужно (НЕ)ТОЛЬКО подарком, но обязательно ещё и хорошими словами, сказанными от души. Никогда путь к доброму знанию (НЕ)ПРОЛЕГАЕТ по шелковистой мураве, усеянной лилиями, всегда человеку приходится взбираться по голым скалам. За последние сто тысяч лет, судя по данным палеоклиматологии, Земля (HE)PA3 претерпевала крупные и резкие перемены климата. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. K вечеру облака, как дым, ложатся розовыми клубами (НА)ПРОТИВ заходящего солнца, которое и вечером ТАК(ЖЕ) спокойно, как на восходе; алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. Цвет небосклона, лёгкий, СВЕТЛО(ЛИЛОВЫЙ), не изменяется весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве что КОЕ(ГДЕ) протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. Чтение литературных произведений перед аудиторией слушателей в 1840-х годах (НА)КОНЕЦ начало складываться в самостоятельный жанр, (C)HAЧАЛА же интерес к нему проявляли только сами художники слова. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ очень короткого времени, (В)ТЕЧЕНИЕ десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами. Вводные слова образованы от самостоятельных частей речи, утративших своё прямое значение и (B)MECTE с ним способность выполнять функцию КАКОГО(ЛИБО) члена предложения. |
| |||
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква H. Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посолё(4)ых солнца. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Видны были только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 2) Авторы скульптуры смогли передать на лице матери и беспредельную скорбь и материнскую тоску и гордость и тревогу и потаённую надежду. 3) Как юношеские стихотворения Александра Блока так и его позднейшие создания требуют от читателя большой сосредоточенности. 4) Земля не отдаёт человеку без поклона ни хлеба ни корня ни травинки. 5) Венчики трав качались над головами и жёлтая цветочная пыль осыпала плечи. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сады красовались на прекрасных горах (1) нависших над Днепром (2) и (3) поднимаясь уступами и расширяясь (4) царствовал в нежных сумерках вечный старый сад. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Без вводных слов речь (1) несомненно (2) теряет свою индивидуальность, ведь без них нельзя передать в сообщении (3) например (4) чувства говорящего. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбитам их планеты. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Зритель в театре Чехова проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) когда этот зритель выходит из зала (4) он ещё долго продолжает обдумывать происходившее на сцене. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте текст и выполните задания 20-24
|
(1)Что означает слово «циник»? (2)B «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «циничный» определяется как «бесстыдный», а «цинизм» — как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство».
(З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)He стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (6)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)A переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.
(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Baшa одежда вдруг примет совсем другой вид, и вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?!
(13)Ho и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15)Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде...
(16)Как считал Д.С. Лихачёв, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».
(17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию? (19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)He менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире?
(По Б. Пивоварову)
(З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)He стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (6)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)A переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.
(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Baшa одежда вдруг примет совсем другой вид, и вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?!
(13)Ho и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15)Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде...
(16)Как считал Д.С. Лихачёв, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».
(17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию? (19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)He менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире?
(По Б. Пивоварову)
| |||
Какие из высказываний соответствуют содержанию
текста? Укажите номера ответов. 1) По мнению Д.С. Лихачёва, речь человека даёт самую точную характеристику его умственного развития, морального облика, характера. 2) Чтение вслух лучших произведений русских поэтов и писателей, переписывание их под диктовку, изучение содержания лучших книг позволит человеку научиться правильно писать и выразительно, красиво говорить. 3) B «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова слово «циничный» определяется как «бесстыдный». 4) Для того чтобы овладеть культурой речи, человеку недостаточно изучить правила и нормы русского языка, ещё важно читать лучшие книги. 5) Употребление ненормативной лексики не считается сквернословием. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Какие из перечисленных утверждений являются
верными? Укажите номера ответов. 1) B предложениях 1-2 содержится описание. 2) B предложениях 6-7 представлено рассуждение. 3) B предложениях 19-20 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 18. 4) B предложениях 21-22 представлено повествование. 5) Предложения 22 и 23 противопоставлены по содержанию. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
| |||
Из предложений 6-7 выпишите антонимы. |
| |||
Среди предложений 16-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Запишите цифры в порядке возрастания БЕЗ запятых и пробелов. |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
| |||
«Протоиерей Борис Пивоваров ведёт беседу с читателем заинтересованно и эмоционально, используя разнообразные средства выразительности, среди
которых троп — (A) _ («Ho и душа человека
имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду» в предложении 13), синтаксическое средство выразительности — (Б)
(предложения 7, 20), лексическое средство
выразительности — (B) _ («доброречие» в
предложении 18). Усиливает эффект от прочитанного приём — (Г)_(предложения 1—2, 18—
19), активно привлекающий читателя к обсуждению поставленной проблемы». Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) индивидуально-авторское слово 4) профессиональная лексика 5) разговорная лексика 6) парцелляция 7) противопоставление 8) восклицательные предложения 9) вопросно-ответная форма изложения Запишите ниже выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Затрачено времени: