Онлайн тест ЕГЭ по русскому языку 2015 Вариант №1. Тест соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам 2015. Для проходжения теста в вашем браузере должна быть включена функция JavaScript. Вариант ответа вводится в специальное поле. Ответом является слово, словосочетание или целое число. После ввода предположительного ответа, нажмите кнопку "Проверить". По ходу решения Вы можете наблюдать за количеством набранных баллов. Все баллы по заданиям распределены в соответствии с КИМ.




ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите "проверить"


A1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) гастрономИя

2) гусенИчный

3) диспАнсер

4) повторЁнный


A2
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Вопрос о власти есть КОРЕННОЙ вопрос всякой революции.

2) За лето ученик УСВОИЛ всю программу десятого класса.

3) Сестра зачарованно слушала БЕЗОТВЕТНОЕ молчание трубки.

4) Всякий знает, как дети ПРИМЕТНЫ, сообразительны, догадливы.


A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа.
1) веера

2) жернова

3) голоса

4) выговора


A4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя систему питания того или иного народа,
1) улучшается продуктовая корзина каждого гражданина.

2) появилась возможность улучшить качество продуктов.

3) можно установить его первобытную среду обитания.

4) формируется теория происхождения этноса.


A5
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Любое изображение представляет собой определённое сочетание световых пятен различной формы и интенсивности.

2) Впервые европейцы увидели райских птиц в естественной среде обитания в Новой Гвинее лишь в XIX в.

3) Толстой-публицист не только приобрёл огромную известность в России, но и во всём мире.

4) Император поддерживал политику индустриализации страны, проводившуюся министром финансов С.Ю. Витте.


A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Чем же так понравились первым читателям сказки Андерсена, которые не имели поначалу даже оригинального сюжета?

2) На борту находился ещё один пассажир, который не пользовался вниманием прекрасного пола.

3) Гнездовые колонии, которые насчитывают до сотен тысяч птиц, встречаются в северных частях Тихого и Атлантического океанов.

4) Норвегия, в которой датское господство сменилось шведским в начале XIX в., долго находилась в культурной зависимости от более сильных соседей.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Однако поэма Н. Некрасова создаёт впечатление, что всё крестьянство, которое в 1870-х годах составляло 82% населения, просто бедствует, если не сказать более. (З)Причин такого избирательного вйдения по меньшей мере две. (4)Первая состоит в том, что благополучному и честному человеку нищета бросается в глаза, тогда как «справное» хозяйство внимания не привлекает, ибо воспринимается как норма. (5)... вторая — мода на обличение, расцветшее в либеральное царствование Александра II, этой моде отдал дань и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». (6)Нема-лая часть дворянства, особенно молодое поколение, испытывала чувство исторической вины перед народом и в покаянном настроении была склонна преувеличивать крестьянские лишения.
A7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В поэме Н. Некрасова преобладают картины не радостные, а грубые и скорбные.

2) По статистическим данным 1858 года, в общей массе крестьян нуждающихся бедняков было 24%.

3) Экономистами подмечено, что после реформы 1861 года ухудшилось положение помещиков.

4) Специалисты подсчитали, что накануне отмены крепостного права нерабочих дней на селе было более 220 (62%).


A8
Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
1) Хотя

2) Только

3) Причём

4) А


A9
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) крестьянство составляло 82% населения (предложение 2)

2) нищета бросается (предложение 4)

3) воспринимается норма (предложение 4)

4) отдал дань автор (предложение 5)


A10
Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное, бессоюзное

A11
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СКЛОННА из шестого (6) предложения текста.
1) глагол

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие


A12
Укажите значение слова БЛАГОПОЛУЧНЫЙ в предложении 4.
1) не испытывающий неприятностей и неудач

2) разумный, здравомыслящий

3) отличающийся кротостью, мягкостью

4) приносящий, творящий добро


A13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
1) 1

2) 2

3) 1,2

4) 1,3


A14
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) др..блённый, разв..нтился, осв..домитель

2) сопров..ждать, юб..лей, ст..нционный

3) водор..сли, об..зательства, б..нкрот

4) изв..стный, щ..бетать, подп..реть


A15
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..восходит, пр..стиж, пр..сытиться

2) с..грать, пред..дущий, дез..нфекция

3) ра..дача, бе..вкусный, не..гинувший

4) в..ётся, неот..емлемый, в..ехавший


A16
В каком ряду в двух словах пишется буква Я?
1) стел..щийся дым, друзья мир..тся

2) помн..щий о нас, кроты ро..т

3) крас..щий потолки, избы топ..тся

4) вер..щий в судьбу, ивы колебл..тся


A17
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. тюл..вый
Б. помещ..чий
B. продл..вать
Г. привередл..вый
1) Б, В, Г

2) Б, Г

3) В, Г

4) А, В


A18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Она н(1) могла лечь спать: как бы поздно муж н(2) приходил с работы, н(3) разу н(4) позволила она себе заснуть.
1) 1, 3, 4

2) 1, 4

3) 1, 2

4) 2, 3


A19
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера Наташа смотрела на него смеющимися глазами и болтала (БЕЗ)УМОЛКУ.

2) ЧТО(ВЫ) понять, какое впечатление произвела на нас первая лекция, нужно иметь (В)ВИДУ, с какой страстью выступал Ушинский перед студентами.

3) Мама вздохнула с облегчением, дочь ТО(ЖЕ) успокоилась: в этом платье можно идти на выпускной и оно ей (В)ПОРУ.

4) Учительница КАК(БУДТО) задумалась, потом сделала мне знак рукою, ЧТО(Б) я подождал, и вышла.


A20
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
После долгих лет разлуки брат всё ещё верил в дружбу () и записка в цилиндре лишь укрепила его в этой уверенности.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.


A21
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Из-за (1) чернеющего на горизонте (2) леса поднимался (3) как бы угрожая природе (4) красноватый шар луны.
1) 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 2

4) 1, 2, 3, 4

A22
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Я намерен (1) между тем (2) этот лист капусты предложить нашему пациенту. Капуста (3) как известно (4) излюбленная пища всех козликов.
1) 1, 2

2) 1,2, 3,4

3) 3,4

4) 4


A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В основу сюжета легла новелла Гейне и легенда о корабле-призраке и об обречённом на бесконечные скитания по морям в поисках любви моряке.

2) Я строил перед зеркалом рожи и воображал себя то знаменитым певцом то популярным футболистом.

3) На пороге стояла тоненькая светлоглазая девочка в синей вязаной шапочке и со школьной сумкой в руках.

4) На экране центрального поста появились наконец тёмные постепенно поднимающиеся закрывающие весь экран массы подводного хребта.


A24
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Потом опять что-то случилось с мачехой: она стала ко мне так ласкова и добра, что я совсем растерялся.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.


A25
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Красивые деревца (1) стволы (2) которых (3) были удивительно стройны (4) при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником.
1) 1,2,3

2) 1,4

3) 2,4

4) 1,3,4


A26
каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни (1) и (2) если хотите (3) то он вам расскажет много длинных историй (4) каких вы никогда не слышали.
1) 1,3,4

2) 2,3

3) 1,3

4) 1,2,3,4


A27
Прочитайте текст.
Совершенным способом передачи звука обладают медоносные пчёлы. Они поют, заставляя вибрировать часть своего корпуса благодаря частым мышечным сокращениям. При этом звук усиливается крыловыми пластинами, как диффузорами. В отличие от многих насекомых пчёлы могут издавать звуки разной высоты и разных тембров. Это уже говорит о возможности использования пчёлами изменений звука для передачи какой-либо информации.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В отличие от многих насекомых пчёлы могут петь, заставляя вибрировать часть своего корпуса и усиливая звук крыловыми пластинами, как диффузорами.

2) Медоносные пчёлы могут использовать изменения звука для передачи какой-либо информации: заставляя вибрировать часть своего корпуса, они издают звуки разной высоты и тембра.

3) Медоносные пчёлы обладают совершенным способом передачи звука: они поют, заставляя вибрировать часть своего корпуса благодаря частым мышечным сокращениям.

4) Так как пчёлы усиливают издаваемые звуки крыловыми пластинами, как диффузорами, они могут передавать какую-либо информацию.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Один мой знакомый, довольно крупный учёный, считает, как и многие другие, что учёному весьма полезно потреблять искусство. (2)В этом его убеждают многие наши литературоведы и исследователи, которые с гордостью отмечают, как помогала Эйнштейну игра на скрипке или чтение Достоевского. (З)Они сводят эту полезность примерно в разряд рекомендаций бегать по утрам по системе Купера, есть рыбу или употреблять поливитамины. (4)Но в данном случае заставляет задуматься не этот утилитарный, примитивный подход. (5)Мне было интересно, откуда он происходит. (б)Может быть, от веры этого человека в могущество научного подхода к любым явлениям жизни. (7)Он считает, что всё можно вычислить, что нет неразрешимых противоречий и непонятных явлений. (8)Ему всё ясно или всё может быть выяснено. (9)Он считает, что рано или поздно все явления искусства можно будет проанализировать, взвесить, разложить, оценить величину любого таланта. (10)Для него книга или фильм ценны своей информацией. (11)Много информации — хорошая книга, мало — плохая. (12)Всё очень просто. (13)Он ставит меня в тупик тем, что живо интересуется всем, что он не узкий специалист, в нём нет ограниченности, односторонности, он преуспевает как учёный. (14)И, самое печальное, я чувствую, что в нём эти взгляды укрепляются не только потому, что удобны, но и потому, что среди окружающих людей циркулируют те же идеи. (15)Я не знаю, придёт ли он когда-нибудь к тому горькому выводу, к которому пришёл Дарвин в конце жизни, почувствовав свой уход от искусства как утрату эстетического вкуса. (16)Дарвин писал, что это было равносильно утрате счастья и вредно отражалось на нравственных качествах, так как ослабляло эмоциональную сторону человеческой природы...
(По Д. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — писатель, публицист.

A28
Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Занятия наукой совершенствуют нравственные качества человека.

2) Многие учёные считают, что произведения искусства можно объективно оценить научными методами.

3) Занятия искусством помогает учёным в их профессиональной деятельности.

4) Есть мнение, что произведения искусства можно потреблять, то есть использовать утилитарно.


A29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 13 предложение содержит элемент описания.

2) 11 предложение поясняет, конкретизирует содержание предложения 10.

3) В предложении 3 представлено повествование.

4) В предложение 16 представлено рассуждение.


A30
Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.
1) 1

2) 7

3) 3

4) 13

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный")

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
B1
Укажите способ образования слова ОГРАНИЧЕННОСТЬ (предложение 13).

Введите ответ:

B2
Из предложения 15 выпишите союзы.

Введите ответ:

B3
Из предложения 16 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Введите ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21")

B4
Среди предложений 3—8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

Введите ответ:

B5
Среди предложений 11—16 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:

B6
Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

Введите ответ:

B7
Среди предложений 10—16 найдите такие, которые соединяются с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

Введите ответ:



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631")

B8
«Для Д. Гранина рассматриваемая в тексте проблема очень серьёзна, возможно, поэтому в тексте немного языковых средств выразительности. Синтаксическое средство выразительности ____ (предложения 3, 9) и троп ____ («хороша» — «плохая») подчёркивают логику рассуждений. Определённая эмоциональная окраска достигается за счёт использования таких средств, как ____ (предложения 6, 14) и ____ («примитивный подход», «горький вывод»)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) риторическое обращение
3) просторечие
4) анафора
5) ряды однородных членов
6) метафора
7) эпитеты
8) антонимы
9) инверсия

Введите ответ: