Ответы на вопросы §9 ГДЗ Сороко-Цюпа 10 класс (История)

Изображение §9. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выходаКакие формы приобрело государственное вмешательство в экономику и в дела общества в разных...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сороко-Цюпа 10 класс, Просвещение:
§9. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода
Какие формы приобрело государственное вмешательство в экономику и в дела общества в разных странах?
В демократических странах государство не вмешивалось в экономику и дела общества, в странах с авторитарным режимом допускалось вмешательство государства для обогащения правящей верхушки и отсутствовал полный контроль за делами общества. В странах с тоталитарным режимом существовал полный контроль за экономикой и делами общества.
Чем отличается мировой экономический кризис 1929-1933 гг. от обычных циклических кризисов?
Всё говорило о том, что это кризис необычный. Он начался в центре капиталистической системы - в Соединённых Штатах Америки, где было сосредоточено около половины мирового промышленного производства, т. е. столько же, сколько производили Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, вместе взятые.
Можно ли сказать, что неспособность масс покупать произведённые товары и диктат монополий стали главными причинами кризиса?
Главной причиной Великой депрессии было серьёзное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство - распределение - потребление. Произведённые товары большинству не на что было покупать.
Причина нарушения рыночного механизма – экономика достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия для монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.
На какие цели необходимо было направлять государственные средства согласно рецептам Кейнса?
Ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление.
Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»).

1. Назовите главные проявления мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.
В октябре 1929 г. произошло неожиданное обвальное падение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Падение стоимости акций компаний и банкротство банков подорвали «кровеносную систему» капитализма - финансовый рынок и банковскую систему. Производство лишилось финансового питания - инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свёртывалась торговля.
Сокращение производства породило массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста.
Кроме этого, существовали утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

2. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?
Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать из-за покупательной неспособности масс и диктата монополий. Поэтому выводить из кризиса экономику было необходимо путем государственного регулирования.
3. Что предлагал английский экономист Дж. Кейнс?
Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»).
4. Какие типы политических режимов существовали в Европе?
В Европе существовали тоталитарные, авторитарные и демократические режимы. В 1930-е гг. в странах с развитой демократической традицией определился демократический вариант решения порождённых кризисом проблем - путь реформ и политических компромиссов. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, США, Скандинавские страны, Канада, Мексика и ряд других. Авторитарные режимы утвердились в Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и др.

1. Объясните, используя таблицу, различия между авторитарными и демократическими режимами. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее важными и почему?
Главные отличия авторитарных режимов:
• Ограничение политического многообразия
• Многопартийность при контроле правящей верхушки над политической жизнью и судом. Нет разделения властей
• Контроль правящей верхушки, а не партии над армией и силовыми ведомствами
• Цензура, ограниченнее свободы слова
• Особая власть тайной полиции. Выборочные репрессии
• Допущение конкуренции, частной собственности. Вмешательство в экономику в целях обогащения правящей верхушки
• Отсутствие полного контроля над частной жизнью и гражданским обществом
Наиболее важными являются ограничение политического многообразия, власть тайной полиции, так как эти черты наиболее сильно отличаются от черт демократических режимов.
2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Как начинался мировой экономический кризис 1929-1933 гг.».
К моменту начала кризиса 1% американцев обладали сверхвысокими доходами, 42% - сверхнизкими. В 1929 году примерно 100 крупных корпораций контролировали половину корпоративных финансов Америки, а банковская система была в диком состоянии - банки часто обещали своим вкладчикам 4-5% дохода в день.
С середины 1920-х годов фондовый рынок США был полностью во власти «быков» - игроков, играющих на повышение курсов акций. В 1923 году фондовый индекс Dow Jones находился на уровне 99. В августе 1929 года он взлетел на 400% и достиг 380, а 3 сентября индекс достиг рекорда 381,17 - одной из причин этого роста была активность биржевых спекулянтов.

Резко вырос объем сбережений, которые жители США хранили в банках. Процентные ставки тогда были низки, поэтому банковские кредиты были доступны очень многим американцам, рассчитывавшим погасить их в будущем. Спекулянты брали банковские кредиты для того, чтобы вложить эти деньги в акции.
Положение дел в промышленности казалось блестящим. Промышленные компании рапортовали о прибылях и предпочитали инвестировать их в производство новых видов продукции. Это побуждало биржевых игроков активно скупать их акции. Однако в 1929 году выяснилось, что акции не обеспечивают высокого уровня дивидендов, а прогноз прибылей многих компаний-эмитентов оказался завышенным. Компании-эмитенты сталкивались с падением объемов продаж в то время, как курсы их акций росли.
24 октября 1929 года (этот день вошел в историю как «черный четверг») на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса.
«Быков» сменили «медведи» - игроки на понижение. Инвесторы начали в массовом порядке продавать акции, попытки удержать курсы акций не увенчались успехом.
Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют.

1. Проанализируйте таблицу и определитесь, в стране с каким режимом вы хотели бы жить. Назовите причины, побудившие вас принять такое решение.
Я бы хотела жить в стране с демократическим режимом, потому что в такой стране у людей есть гражданские права и свободы, люди не живут в страхе. Также в таком государстве активно и свободна развивается рыночная экономика.
2. По отношению к каким вопросам сопоставлены типы режимов? Сформулируйте их и запишите.
• Идеологический плюрализм (его существование)
• Существование многопартийности
• Степень государственного контроля
• Существование цензуры
• Существование репрессий
• Существование конкуренции и элементов рыночной экономики
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением