Стр.70 Часть I Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § Революция и гражданская война на национальных окраинах.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.Каковы были особенности установления советской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Революция и гражданская война на национальных окраинах.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи? Какие новые государства там возникли?
На разных территориях советская власть устанавливалась по-разному. В Украине красной армии призодилось бороться не только с белыми, но и с иностранными интервентами. В Белорусии советская власть была установлена мирно и добровольно. В Грузии были сильны национальные убеждения, поэтому советской власти пришлось еще бороться с местными националистами. В Прибалтике после установления советской власти она была свергнута. На бывших окраинах возникли такие госдуарства, как Украина, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркестан, Киргизия
Выясните происхождение этого слова.
Данное слово происходит от тюркского «басмак» — совершать налёт, нападать, набегать.
Почему большинство населения Украины не поддерживало национальные правительства?
Националисты не представляли экономической и политической программы. Кроме того, национальные правительства состояли либо из немецких интервентов, либо из интервентов других стран.

1. Какое влияние оказали германские оккупационные власти на создание на территории бывшей Российской империи национальных государств?
В феврале 1918 г. немецкие войска вторглись в Эстонию. В ноябре 1918 г. здесь стало действовать Временное правительство, подписавшее 19 ноября договор с Германией о передаче ему всей полноты власти. В декабре 1917 г. «Литовский совет» — литовское правительство — выступил с декларацией «о вечных союзных связях Литовского государства с Германией». В феврале 1918 г. «Литовский совет» с согласия германских оккупационных властей принял акт о независимости Литвы.
2. Как развивались события в Закавказье?
В ноябре 1917 г. здесь был создан меньшевистский Закавказский комиссариат, организованы национальные воинские части. Деятельность Советов и большевистской партии была запрещена. В феврале 1918 г. возник новый орган власти — сейм, объявивший Закавказье «независимой федеративной демократической республикой». Однако в мае 1918 г. это объединение распалось, после чего возникли три республики — Грузинская, Азербайджанская и Армянская, возглавлявшиеся правительствами умеренных социалистов.
3. Объясните термин «федерация». Как складывалась советская федерация? Каковы были принципы её устройства?
Федерация – 1) форма государственного устройства, существующая в виде союза нескольких государственных образований, обладающих в рамках союза той или иной мерой государственного суверенитета или иными признаками государственности; 2) объединение нескольких организаций, обществ.
В Туркестане 1 ноября 1917 г. власть перешла в руки Краевого Совета и исполкома Ташкентского Совета, состоявшего из русских. В феврале 1918 г. Кокандская автономия была ликвидирована отрядами местных красногвардейцев. Собравшийся в конце апреля краевой съезд Советов принял «Положение о Туркестанской советской федеративной республике» в составе РСФСР. В марте 1918 г. был опубликован декрет об объявлении части территории Южного Урала и Среднего Поволжья Татаро-Башкирской советской республикой в составе РСФСР. В мае 1918 г. съезд Советов Кубани и Черноморья провозгласил Кубано-Черноморскую республику составной частью РСФСР. В это же время образовались Донская автономная республика и Советская республика Таврида в Крыму.
По мере укрепления власти большевиков их взгляды на строительство федеративного государства становились более определёнными. Государственная самостоятельность стала признаваться только за народами, организовавшими свои национальные Советы, а не за каждым областным Советом. В составе Российской Федерации были созданы Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья.
4. Как проходило установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике?
В ноябре 1918 г. была воссоздана Украинская советская республика, образовано временное рабоче-крестьянское правительство Украины. В феврале 1919 г. советские войска заняли Киев, а в дальнейшем территория Украины стала ареной противоборства между Красной Армией и армией Деникина. В 1920 г. на Украину вторглись польские войска. После разгрома деникинцев красные смогли окончательно закрепиться в Киеве. В 1920 г. советская власть была установлена в левобережной Молдавии, которая вошла в состав УССР. В ноябре 1918 г. немецкие войска были изгнаны из Прибалтики. В Эстонии, Латвии и Литве возникли советские республики. Тогда же Красная Армия вступила на территорию Белоруссии. 1 января 1919 г. было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики. Однако советская власть в странах Прибалтики продержалась недолго, и в 1919—1920 гг. с помощью стран Антанты у власти там утвердились национальные правительства.
5. Какие советские социалистические республики были образованы на территории Закавказья? Какие политические силы встали во главе республик?
На территории Закавказья были образованы Азербайджанская ССР, Грузинская и Армянская ССР. Во главе республик встали революционные комитеты.
6. Какие цели преследовало басмаческое движение? Как советская власть боролась с басмачеством?
Целью движения было создание в Туркестане союзного Турции государства. Советское правительство отправило в Среднюю Азию дополнительные войска для борьбы с басмачеством, усиленные авиацией.

1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав РСФСР.

2. Покажите на карте вновь образованные на территории Российской империи национальные государства, национальные автономные республики и области.
Эстония, Латвия, Литва, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья.

Какие планы по отношению к национальным окраинам бывшей Российской империи выдвигали правящие круги США?
Правящие круги США предлагали признать Временные правительства национальных окраин.

1. Сравните процесс установления советской власти на разных окраинах России. Выделите основные отличия национально-государственных образований.
В Украине красной армии приходилось бороться не только с белыми, но и с иностранными интервентами. В Белорусии советская власть была установлена мирно и добровольно. В Грузии были сильны национальные убеждения, поэтому советской власти пришлось еще бороться с местными националистами. В Прибалтике после установления советской власти она была свергнута.
2. Выпишите в тетрадь названия народов, которые вам встретились в тексте. Подумайте, какое значение для этих народов имел опыт национальной независимости.
Названия народов: финны, поляки, украинцы, белорусы, латвийцы, эстонцы, грузины, азербайджанцы, армяне, тускестанцы, башкиры, татары, киргизы, дагестанцы, чуваши, калмыки, марийцы, карелы, удмурты. Опыт независимости сыграл для этих народов важную роль, ведь в дальшейшем эти народы будут продолжать борьбу за независимость.
3. Используя дополнительные материалы, выясните, какие привилегии получали территории, приобретавшие в рамках советской федерации статус автономных.
Территории, приобретшие статус автономных, получали право на самоправление, а также право на второй язык в качестве офийиального.
4. Используя дополнительные материалы, выясните, каким образом процессы самоопределения отразились на национальном самосознании народов бывшей Российской империи. Напишите эссе на примере одного из народов.
Реально проблема национально-государственного переустройства России на основе идеи о самоопределении впервые встала в феврале 1917 г. после свержения самодержавия. Большевики уделяли в этот период национальному вопросу первостепенное внимание. Можно сказать, что в результате октябрьской революции была установлена «федерация» как приемлемая форма, через которую самоопределяющиеся народы по их собственной воле могли вновь быть собраны воедино. Конституция закрепила ранее сформулированные программные положения большевиков по национальному вопросу: право на самоопределение (но право выхода из состава РСФСР национально-государственных образований не было предусмотрено); равноправие граждан всех национальностей. из возможных вариантов самоопределения: создание собственного государства, вхождение в состав России на условиях федерации или автономии, развитие принципа национально-культурной автономии — на территории нынешней Российской Федерации стали доминировать два последних. Идеи национально-культурной автономии также получили широкое распространение среди народов бывшей Российской империи. Короткий период демократии в 1917 г. ознаменовался попытками воплощения в жизнь национально-персональной (национально-культурной) автономии. На территории бывшей Российской империи имеется и опыт довольно длительного существования национально-культурной автономии, связанный с формированием в рамках Лиги наций международной системы защиты национальных меньшинств.
5. С помощью дополнительной литературы, Интернета выясните, каков современный статус территорий, о которых идет речь в материалах учебника.
Украина, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркестан, Киргизия имеют статус автономных государств. Башкирия, Татарстан, Дагестан, Чувашия, Калмыкия, Марийская, Удмуртская области, Карелия - субъекты в составе РФ.
6. Подготовьте электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918—1920 гг.». Используйте краеведческий материал (в группе).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением