Стр.55 Часть III Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.Как проходило становление федерации в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Как проходило становление федерации в России в 1990-е гг.?
Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.
Каковы были особенности отношений между Центром и регионами?
Главной особенностью отношений центра и регионов в этот период стало публичное признание интересов регионов, зафиксированное в двусторонних договорах между президентом РФ и главой субъекта федерации.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала по теме «Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.».
Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов. Однако противоречия сохранялись. В 1990-х произошла Чеченская война.
2. Почему к началу 1990-х гг. возникла необходимость выработать новые принципы федеративного строительства в нашей стране?
Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик.
3. В чём причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг.?
Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России.
4. Какие варианты решения национального вопроса существовали в начале 1990-х гг.?
- провозглашение независимости народов
- заключение нового федеративного договора
- внесение в конституцию соответствующих положений о федеративном устройстве
5. Чем вы можете объяснить причины, побудившие Президента страны к силовому решению чеченской проблемы?
- чеченские боевики проводили террористические акты
- теракты и набеги на соседние российские регионы
- решить проблему уступками и переговорами не удалось
6. В чём состояли, по вашему мнению, главные результаты национальной политики страны в 1990-е гг.?
В 1990-е гг. удалось укрепить Российскую Федерацию, сохранить её целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Однако преодолеть многие противоречия и решить все проблемы на этом этапе было невозможно. Роль федерального Центра в отношениях с регионами была ослаблена. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских. Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых.

1. Что означают эти положения? Чем вызвано их появление в конституции?
Эти положения означают, что в субъектах есть самоуправление, а также то, что круг полномочий субъектов неполный (часть вопрос находится в ведении субъектов, часть - в ведении центра). Появление таких положений в конституции связано с большой ролью национального вопроса после развала СССР.
1. Почему договор России с Татарстаном являлся, по словам М. Ш. Шаймиева, благом и для республики, и для Федерации в целом?
Договор снял конфликтную ситуацию и внёс стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана.

1. Итоги Всероссийской переписи населения в октябре 2002 г. помогли создать более точный портрет российского общества начала XXI в. Используя материалы этой переписи, выясните, люди каких национальностей живут в вашем регионе. На каких языках они говорят? Какой язык считают родным?
Национальный состав населения Свердловской области в известной степени отражает многонациональность России. На территории нашей области проживает около 90 национальностей. Основная часть населения - русские (88,7 %). Здесь живут также татары (3,9 %), украинцы (1,8%), башкиры (0,9%), немцы (0,7%), марийцы (0,7%), белорусы (0,6%), удмурты (0,5%), чуваши (0,3%), мордва (0,3%) и другие. Все население говорит на русском языке. Однако родных языков для разных народов здесь много: русский, татарский, украинский, башкирский, немецкий, белорусский, удмуртский и другие.
2. Сформулируйте не менее 10 противоречий между Центром и субъектами Федерации в 1990-е гг. Каковы причины этих противоречий? Предложите в виде рекомендаций варианты устранения этих противоречий.
Противоречия:
- Роль федерального Центра в отношениях с регионами была ослаблена
- отсутствие реального равенства республик
- Принятые в некоторых республиках государственные акты противоречили Конституции и федеральным законам
- Принятые в некоторых республиках государственные акты нарушали принципы федеративного устройства России
- развитие русского национального движения - вопрос о положении русских
- вопрос об официальном языке
- вопрос о свободе внешнеполитической деятельности
- вопрос о налогах
Причинами данных противоречий является проводимая ранее политика. В качестве вариантов устранения противоречий может выступать новых федеративный договор.
3. В средствах массовой информации, научно-популярных книгах, произведениях художественной литературы соберите материалы для историческому эссе на тему «Русский язык как государственный язык Российского государства».

Представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации требуют специального истолкования, поскольку их можно трактовать в двух равноправных и взаимодополняющих аспектах.
Во-первых, русский язык, понимаемый как целостная знаково-коммуникативная система, в статусе государственного языка законодательно выделяется среди языков других коренных народов России. Понимание особой роли русского языка в жизни нашей страны соответствует первому пункту статьи 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» (№53-ФЗ от 1 июня 2005 г.), в котором сказано, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». Русский язык признается языком, распространенным во всех регионах России и объединяющим всю территорию нашей многоязычной страны. Это самый универсальный язык России – на нем выражены и зафиксированы в обширном корпусе текстов (оригинальных и переводных) все важнейшие знания о мире и обществе.
Во-вторых, государственный статус языка, понимаемый как практическая, социальная функция, выделяет ту часть русского литературного языка, которая используется органами государственной власти и управления в качестве не только языка законов и постановлений, но, что не менее важно, в качестве языка официального общения. Такое понимание государственного статуса русского языка соответствует содержанию статьи 3 Федерального закона о языке, где охарактеризованы его функциональные свойства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением