Упр.362 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 362. Подготовьте список вопросов для повторения темы «Морфемика и словообразование». Задайте эти вопросы однокласснику. Обсудите с одноклассником план ответа по теме...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
362. Подготовьте список вопросов для повторения темы «Морфемика и словообразование». Задайте эти вопросы однокласснику. Обсудите с одноклассником план ответа по теме «Морфемика и словообразование».
Ответ №1
1) Что изучает морфемика?
– Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.
2) Что изучает словообразование?
– Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
3) Что такое морфема?
– Морфема – это минимальная значимая часть слова.
4) Какие виды морфем вы знаете?
– Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный), постфикс (-те, -ся/-сь).
5) Какие морфемы могут входить в состав основы?
– Приставка, корень, суффикс.
6) Какие слова называются однокоренными?
– Однокоренные слова – это слова разных частей речи с общим смысловым корнем или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
7) Что такое формы слова?
– Формы одного и того же слова образуются окончанием, это не однокоренные слова, а одно и то же слово с разными окончаниями.
8) Перечислите основные способы образования слов.
– Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, аббревиация, переход из одной части речи в другую.
9) Что такое морфемный анализ слова? В чём заключается его цель?
– Морфемный анализ – разбор слова по составу. Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово.
10) Для чего нужен словообразовательный анализ?
– Цель словообразовательного анализа – определение того, как образовано данное слово.

Ответ №2
1. Что изучает морфемика?
Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает части слова –морфемы, их состав, значение, типы.
2. Какие морфемы вы знаете? Для чего они служат?
- корень - морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Корень имеют все самостоятельные части речи.
- окончание – изменяемая часть слова, морфема, которая служит для связи слов в словосочетании, для образования форм слова.
- суффикс – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова, стоящая между корнем и окончанием.
- приставка – морфема, служащая для образования новых слов, часть слова перед корнем.
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
3. Как отличить формы слова от новых слов?
- Формы слова образуются, когда мы изменяем слово по падежам, родам, числам, спрягаем и.т.д. В этом случае всё слово остаётся неизменным, кроме окончания (день-дня-дню; тёплый-тёплая-тёплое; рука-руки; делаю-делаем-делаешь-делаете-делает-делают)
Также нужно есть формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
- Новые слова образуются с помощью морфем – суффиксов и приставок (день-деньской, тёплый-тепловатый, рука-ручка, делаю-приделаю).
4. Что изучает словообразование?
Раздел лингвистики, изучающий способы образования новых слов, называется словообразованием.
5. Назовите основные способы словообразования.

1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория, делать - сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво, мочить - мочёный;
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица;
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться – борьба;
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный).
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением