Ответы на вопросы §3 ГДЗ Сахаров Загладин 10 класс (История)

Изображение § 3. Россия во всемирной истории.1. Назовите цивилизационные и культурно-исторические особенности России. Приведите примеры.- многонациональность- взаимовлияние...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сахаров, Загладин 10 класс, Русское слово:
§ 3. Россия во всемирной истории.
1. Назовите цивилизационные и культурно-исторические особенности России. Приведите примеры.
- многонациональность
- взаимовлияние разных культур
- военно-патриотический характер
2. Какие особенности имеют этапы исторического развития России? Какие из них вы считаете наиболее значимыми и почему?
Этапы исторического развития России иногда не совпадают с мировыми. Наиболее значимыми я считаю этапы Древнерусского государства, Российской империи, СССР и Российской Федерации, так как именно на этих этапах создается качественно новые формы правления и государственного устройства страны.

1. Как природно-климатические условия повлияли на развитие русских земель, становление национального характера? Почему военно-патриотические традиции приобрели на Руси особое значение?
Территория Руси всегда предоставляла её жителям относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности. В первобытную эпоху обширные леса и многочисленные реки позволяли заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором грибов и ягод, бортничеством (сбором мёда). С развитием земледелия и скотоводства особую ценность приобрели плодородные земли степной и лесостепной зон. С ростом значения торговли географическое положение Руси между Северной, Центральной Европой и Азией позволило ей стать одним из центров международных торговых связей. В то же время большая часть территории России находится в зоне так называемого «рискованного земледелия».
2. Какое значение для современности имеет исторически многонациональный характер Русского государства?
Россия изначально складывалась как многонациональное государство, построенное на принципах религиозного и этнического многообразия. Рознь на основе конфликтов, имеющих в своей основе религиозную и национальную нетерпимость, чужда исконной русской традиции. Важной исторической особенностью России было то, что создание эффективной системы управления её огромной территорией оказалось крайне сложной задачей.
3. Почему в России сложно было построить эффективно действующую систему власти и управления, пройти путь модернизации? Какие примеры вы можете привести, опираясь на ранее изученный курс отечественной истории?
Создание эффективной системы управления огромной территорией оказалось крайне сложной задачей. Проявления сепаратизма в регионах, нередко поддерживаемых извне, коррупция и злоупотребления властью на местах, порождавшие протесты, нередко перераставшие в бунты, всегда были хронической болезнью России.
4. Как вы считаете, можно ли утверждать, что наша страна является уникальной цивилизацией?
Я думаю, можно, так как в своем развитии она имеет много самобытных черт, во многом определяющих многонациональным составом страны.
5. Подумайте, как соотносятся этапы развития российской государственности с общепризнанной периодизацией мировой истории.
Я думаю, этапы развития русской государственности выделяются, ка и этапы периодизации мировой истории, в соответствии с прогрессивностью истории.

1. В форме таблицы сформулируйте основные положения формационной и цивилизационной теорий.
Цивилизационная теория Формационная теория
Основополагающим понятием является понятие «цивилизации». «цивилизацию» следует определять как длительно существующее самодостаточное общество, обладающее неповторимым социокультурным основанием. Оно (основание) обусловлено объективными условиями жизни, а также деятельностью человека. Цивилизации в ходе эволюции проходят этапы: возникновения, становления, расцвета, разложения. Сосуществование таких цивилизаций составляет единство мировой истории. марксистская концепция «материалистического понимания истории».
История - независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций

2. Самостоятельно сформулируйте основные, с вашей точки зрения, изъяны обеих теорий. Попробуйте подобрать примеры из истории, которые той или иной теорией объяснены быть не могут. Свои выводы обобщите в критическом эссе.
Как цивилизационная, так и формационная теории имеют свои недостатки. Они не раз подвергались критике.
В основном критика концепции Маркса (формационная теория) содержалась в трудах русских мыслителей: М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Струве, Н. Бердяева. Выделим два направления критики учения К. Маркса. Согласно первому направлению: основные положения учения Маркса в ходе развития истории обнаружили свои коренные недостатки. Формационная теория не имеет достаточных основания для переноса ее на всю историю в целом. История многих регионов и стран мира не укладывается в пятиступенчатую теорию общественно-экономических формаций. Формационная теория изучает только один аспект общественной жизни - социально-экономический. Концепция общественно-экономических формаций отрицает многоукладность общества. Многоукладность является закономерностью общественной жизни. Формационная теория упускает из виду значение ценностей, норм поведения, массового сознания, религиозной картины мира. Представители второго направления отрицают необходимость формирования нового подхода к учению Маркса. Формационная теория изучает только отношения борющихся между собой классов. Она не исследует другие слои общества. Формационная теория отводит государству роль инструмента политической власти. Он упускает из поля зрения большое количество важных для развития общества элементов. Формационная теория рассматривает исторический процесс как объективный. История складывается из групповых действий, содержание которых обусловлено обществом как внешней силой по отношению к человеку.
В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
3. Самостоятельно найдите информацию о теории модернизации общества. Выпишите в тетрадь её основные положения. Объясните, что такое «вторичная» и «первичная» модернизация, эшелоны модернизации. Тезисно сформулируйте, в чём состоит принципиальная разница между аграрным обществом и индустриальным.
- Совершенствование всей системы общественных отношений и изменение уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих конфликты и разрешающих общественные проблемы;
- Изменение социальных отношений - переход от иммобильного сословного общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и социальной конкуренции.
- процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества. При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации - без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов.
Первичная модернизация – это переход от аграрного к индустриальному типу общества. Вторичная модернизация - переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Эшелоны модернизации - это группы стран, для которых характерны сходные этапы модернизации, динамика этапов и развития.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением