Упр.241 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 241 Прочитайте полусказку Ф. Д. Кривина. В чём заключается её иносказательный смысл?Иносказательный смысл сказки заключается в том, что автор говорит не столько о...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Другие ответы на тему:
#литература


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:
241 Прочитайте полусказку Ф. Д. Кривина. В чём заключается её иносказательный смысл?
Иносказательный смысл сказки заключается в том, что автор говорит не столько о камнях, а о людях и их жизненных приоритетах и ценностях.

Два камня
У самого берега лежали два камня — два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что морс шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирпого уюта.
Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.
Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда не-мпого успокоился, пашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем.
Шли годы... Под лучами жаркого солпца Камень и сам растрескался и уже почти пичем нс отличался от своих друзей — комьев глины.
Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
— Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся Камню.
Старый Камень был удивлён.
— Извините, я вас впервые вижу.
— Эх ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?
И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.
— Пошли со мной! — предложил Кремень. — Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
— Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.
— Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
— Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?
И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

Выполните задания.
1. Как вы думаете, почему автор назвал своё произведение полусказкой? Какой художественный приём лежит в основе произведения?
Автор назвал своё произведение полусказкой, потому что сюжет у неё представляет собой сказку. Однако события, происходящие в ней - реальные.
В основе текста лежит художественный приём аллегории.

1. Какова роль имён героев в раскрытии авторского замысла? Согласны ли вы с утверждением, что в последнем предложении ярче всего выражена основная мысль текста?
Имена героев отсылают к основным чертам их характеров.
Да, в последнем предложении отражена основная мысль сказки.

2. Выпишите выделенное предложение и укажите его грамматическую основу.
Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха.

2. Выпишите первое предложение и укажите его грамматическую основу.
У самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля.

3. Выпишите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и выполните их синтаксический разбор.
Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том1), как он рисковал жизнью2), какой подвергался опасности во время шторма3).
(1-е предложение: (кто?) они; они (что делали?) слушали; слушали (когда?) с утра до вечера; слушали (что?) рассказы Камня; рассказы (о чём?) о том;
2-е предложение: (кто?) он; он (что делал?) рисковал; рисковал (чем?) жизнью;
3-е предложение: (что делал?) подвергался; подвергался (чему?) опасности; опасности (какой?) какой; подвергался опасности (когда?) во время шторма)
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из трёх частей: главной (Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том) и двух придаточных (как он рисковал жизнью), (какой подвергался опасности во время шторма).
1-е придаточная часть изъяснительная: раскрывают смысл одного слова в главной части, отвечает на вопрос о чём?, относится одному слову в главном предложении - имени существительному рассказы, присоединяется союзом как.
Придаточная часть отделяется от главной запятой.
2-я придаточная часть изъяснительная: раскрывает смысл одного слова в главной части, отвечает на вопрос о чём?, относится к одному слову в главном предложении - имени существительному рассказы, присоединяется союзным словом какой.
Придаточная часть отделяется от главной запятой.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
3-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1), (как - =)2), (какой =)3).

Забыл, что ли1), сколько лет провели мы вместе на этом берегу2), прежде чем меня унесло в море?3)
(1-е предложение: (что сделал?) забыл;
2-е предложение: (кто?) мы; мы (что сделали?) провели; провели (сколько?) сколько лет; провели (как?) вместе; провели (где?) на берегу; на берегу (каком?) этом;
3-е предложение: (что сделало?) унесло; унесло (кого?) меня; унесло (куда?) в море)
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из трёх частей: главной (Забыл, что ли) и двух придаточных (сколько лет провели мы вместе на этом берегу), (прежде чем меня унесло в море).
1-е придаточная часть изъяснительная: поясняет одно слово в главной части, отвечает на вопрос что?, относится к однмоу слову в главном предложении - глаголу забыл, присоединяется союзным словом сколько.
Придаточная часть отделяется от главной запятой.
2-я придаточная часть обстоятельственная, придаточное времени: указывает на время того, о чём говорится в 1-м придаточном предложении, отвечает на вопрос когда?, относится ко всему 1-му придаточному предложению, присоединяется союзом прежде чем.
Придаточная часть отделяется от главной запятой.
1-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, осложнено вводным оборотом, полное;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
3-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=, ВО]1), (сколько - =)2), (прежде чем =)3).

И он рассказал своему старому другу1), что ему пришлось пережить в морской пучине2) и как всё-таки там было здорово, интересно3).
(1-е предложение: (кто?) он; он (что сделал?) рассказал; рассказал (кому?) другу; другу (чьему?) своему; другу (какому?) старому;
2-е предложение: (что сделало?) пришлось пережить; пришлось пережить (кому?) ему; пришлось пережить (где?) в морской пучине;
3-е предложение: (было каково?) было здорово, интересно; было здорово, интересно (где?) там)
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из трёх частей: главной (И он рассказ своего старому другу) и двух придаточных что ему пришлось пережить в морской пучине), (и как всё-таки там было здорово, интересно).
1-е придаточная часть изъяснительная: раскрывают смысл одного слова в главной части, отвечает на вопрос о чём?, относится одному слову в главном предложении - глаголу рассказал, присоединяется союзом что.
Придаточная часть отделяется от главной запятой.
2-я придаточная часть изъяснительная: раскрывает смысл одного слова в главной части, отвечает на вопрос о чём?, относится к одному слову в главном предложении - глаголу рассказал, присоединяется союзным словом как.

Придаточная часть отделяется от главной запятой.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное;
3-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
[- =]1), (что =)2) и (как =, =)3).

4. Чья жизненная позиция вам ближе: Растрескавшегося Камня или Кремня? Напишите об этом небольшое сочинение. Обоснуйте свои рассуждения.
Сказка Феликса Кривина «Два камня» рассказывает нам о двух типах поведения во время жизненных трудностей. Используя приём иносказания, автор переносит людское поведение на неодушевлённые предметы - на камни. Во время шторма один камень унесло волной в море, а второй, зацепившись от страха за корягу, остался лежать на берегу. Со временем второй камень обрёл замену пропавшему другу в виде кусков глины. А со временем и сам стал на них похож. Это - один тип поведения, который заключается в том, что человек боится опасностей и трудностей, боится впустить в жизнь новое и незнакомое.
Второй же камень - тот, который унесло в море, - стойко преодолел все трудности, и стал ещё лучше и сильнее, чем был прежде. Со временем он превратился в блестящий Кремень. Спустя время Кремень вернулся на родной берег и предложил старому другу Камню отправится с ним в путешествие, чтобы увидеть жизнь. Однако тот отказался, и Кремень умчался на поиски новых приключений в одиночестве. Это - второй тип поведения, который характеризуется тем, что человек в трудные периоды своей жизни не унывает, а преодолевает все трудности, узнаёт новое, не боится рисковать.
Два этих типа поведения мы часто встречаем среди окружающих нас людей. И большинство из них выбираются путь Растрескавшегося Камня. Происходит это, вероятней всего, по той причине, что этот путь проще, он не требует сильного напряжения сил. Не нужно к чему-то стремиться, узнавать новое, делать решительные шаги. Всё как-то само идёт и идёт. Но счастливей и успешней чаще всего оказываются те люди, которые выбрали путь Кремня. Насыщенная жизнь позволяет многое узнать, много увидеть, взглянуть на мир с разных точек зрения, что позволяет найти решение любой проблеме. Человек растёт, развивается, не стоит на месте, что положительно сказывается на всех сферах его жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением