Параграф 23 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 23. Человек и война: Единство фронта и тыла.Что объединяло фронтовое поколение советских людей?Чувство личной сопричастности к судьбе Родины и ответственности за...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 23. Человек и война: Единство фронта и тыла.
Что объединяло фронтовое поколение советских людей?
Чувство личной сопричастности к судьбе Родины и ответственности за неё объединяло фронтовое поколение.
Объясните мотивы подобных действий оккупантов.
Действия оккупантов соответствовали плану немецкого командования, в соответствии с которым предполагалось уничтожение русских.
Прослушайте данный гимн СССР. Как в нём отразилась сталинская эпоха? Сравните текст со словами гимна Российской Федерации.
Сталинская эпоха отразилась в тексте во многом: текст гимна прославляет Сталина и его деятельность.

1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны?
В сторону фронта направлялись эшелоны и колонны мобилизованных. На рубежи обороны уходили и ополченцы, в городских скверах и парках их обучали обращаться с оружием. На восток потянулись эшелоны с заводским оборудованием и эвакуирующимися людьми. На местах людей подселяли в квартиры и дома местных жителей, под размещение эвакуированных учреждений отдавали дома культуры и другие общественные помещения. Важнейшим направлением работы стала организация госпиталей для раненых и больных солдат и офицеров. Для подготовки боевого резерва армии в октябре 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет. Ещё в июле 1941 г. карточки на основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, к концу года на карточную систему перешёл весь тыл. Вокруг городов, а иногда и внутри их (парки, скверы, дворовые территории) под огороды отводились небольшие участки. В повседневную жизнь военного времени возвратились многие предметы и понятия времён Гражданской войны. Привычным атрибутом быта горожан в условиях отсутствия отопления стала печка-буржуйка. В городах вновь появились рынки, где осуществлялся прямой товарообмен. Не хватало самых простых бытовых предметов, вожделенными были соль, мыло, спички.
2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны?
Тыловые госпитали размещались в общественных учреждениях, культурных центрах. На работу выходили и простые граждане. Одной из самых массовых форм помощи фронту было донорство: за годы войны 5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн 700 тыс. л крови.
3. Приведите примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Лётчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолёта пренебрёг парашютами и протаранил колонну техники противника. Лётчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боёв протаранил вражеский самолёт. Осенью 1941 г. в лесах под Калинином (Тверью) героически погибла партизанка Лиза Чайкина. В январе 1942 г. стало известно о мученической смерти в подмосковном селе Петрищево бесстрашной «партизанки Тани», её имя (Зоя Космодемьянская) было установлено позже. Зимой 1943 г. страна узнала о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам. Эти и другие имена (28 панфиловцев — бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова, сражавшихся у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве, группы бойцов под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, в течение нескольких месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде) стали для миллионов людей символами стойкости духа и беспримерного мужества. Их подвиги широко освещались в печати и на радио.
4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства к церкви? Можно ли считать, что государство решило отказаться от антирелигиозной политики?
22 июня 1941 г. появилось «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Послание определяло патриотическую позицию церкви и оценивало разворачивавшиеся события как народную освободительную войн. Официально церковная благотворительность была запрещена, но фактически такая деятельность широко развернулась на местах. Церковь активно занималась сбором средств в фонд обороны. Находившийся в ссылке архиепископ Лука, известный врач и автор трудов по хирургии, стал главным хирургом эвакуационного госпиталя. Многие священнослужители были призваны в действующую армию.
Открывались храмы, костёлы и кирхи, молитвенные дома протестантских церквей различного толка. На территории Крыма и Кавказа появились новые мечети. В то же время повсеместно уничтожались синагоги.
В сентябре 1943 г. после беседы митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И. В. Сталиным было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви и решения других вопросов церковной жизни. Руководство страны стало вести более мягкую политику в отношении церкви, однако это не означало отказ от антирелигиозной политики, так как данные меры были направлены на подъем национального духа.
Руководство других церквей и конфессий также с первых дней войны заняло патриотическую позицию. Были организованы сбор денежных средств, одежды и продуктов для нужд фронта, помощь по уходу за ранеными в госпиталях.
5. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? В чём выразилось различие позиций в среде эмиграции?
Многие русские эмигранты влились в ряды движения Сопротивления. Российские эмигранты старались всеми силами помочь СССР в данной борьбе.
6. Приведите примеры, раскрывающие лозунг «Фронт и тыл едины».
Многие советские люди записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны. Большую помощь Красной Армии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных сооружений.

Покажите на карте регионы, куда эвакуировалось наибольшее число промышленных предприятий.

1. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет?
В художественных произведениях нашли отражение такие черты советского человека, как смелость, героизм, самоотверженность, сила воли и духа, патриотизм.
2. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом?
Наиболее востребованными в годы войны оказались жанры театра и кино, потому что они наиболее полно отражали эмоциональное состояние людей. Кроме того, некоторые кинофильмы были развлекательными, что поднимало настроение людей в годы войны. Произведения искусства поднимали дух людей и способствовали желанию бороться против врага.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Расскажите о деятельности учёных в период блокады.
Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д. Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил её в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.
4. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания: где он жил, что ел, чем занимался между боями и т. д.
Большинство солдат располагалось в окопах, траншеях или просто в ближайшем лесу ни сколько об этом не жалея. В дотах было всегда очень холодно, ведь в то время еще не существовало систем автономного отопления и автономного газоснабжения. Поэтому солдаты предпочитали ночевать в окопах, накидав на дно веток и растянув сверху плащ-палатку. Питание солдат было нехитрым "Щи да каша-пища наша" эта пословица точно характеризует паек солдатских котелков первых месяцев войны и конечно же лучший друг солдата сухарь, любимое лакомство особенно в походных условиях, например на боевом марше. В Красной Армии в боевых условиях предусматривалась выдача горячей пищи два раза в сутки - утром до рассвета и вечером после заката. Причем всё, кроме хлеба, выдавалось в горячем виде. Суп (щи, борщ) выдавались оба раза, второе блюдо чаще всего имело полужидкую консистенцию (каша-размазня). После очередного приема пищи у солдата при себе продуктов не оставалось, что освобождало его от лишних проблем, опасности пищевых отравлений и тяжести.
Самые большие тяготы выпали людям, находящимся на передовой линии, - там не было никакого привычного умывания, бритья, завтрака, обеда или ужина. При входе в населенные пункты выделялась баня-вошебойка, в лесу — землянка. В целях ликвидации заболевания командирам подразделений полков были даны указания производить ежедневный осмотр солдат на вшивость. Обнаружение вшивости считалось чрезвычайным происшествием. Больных приказано было подвергать тщательной санитарной обработке. Она заключалась в мытье в бане, с обязательным прожариванием всего обмундирования, и стрижке волос.
5. Что вы знаете о советском кинематографе времён войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны?
Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А. Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И. А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л. Д. Луков) и др. Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б. Г. Иванов, А. Б. Столпер). Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С. А. Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.
Картины недостаточно реально отражали события войны, картина была приукрашена для поднятия морального духа людей.
6. Напишите сочинение-размышление на тему «Советский человек на войне: исторические корни героизма и мужества».
Героизм – это совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народа и требующих от человека исключительного личного мужества, стойкости и готовности к самопожертвованию.
Героически сражались советские люди – от первых боев на границе ранним июньским утром 1941 года до штурма Берлина в апреле-мае 1945 года.
Уже в первые дни Великой Отечественной войны советские воины в небе и на земле проявили мужество, героизм и отвагу.
22 июня 1941 года воздушный таран совершили 16 летчиков, в том числе И.И. Иванов, Д.В. Кокорев, А.И. Мокляк, Л.Г. Метелин, С.М. Гудимов и другие.
Одним из высших проявлений героизма являлись подвиги самопожертвования, когда советские воины во имя высокой благородной цели - выполнения боевой задачи, спасения товарищей и т.д. -сознательно приносили на алтарь Победы самое дорогое - жизнь.
В годы войны было совершено более 600 воздушных таранов.
В них участвовали 561 летчик-истребитель, 19 экипажей штурмовиков и 18 экипажей бомбардировщиков. Из них 233 благополучно посадили свои поврежденные машины, 176 спаслись, воспользовавшись парашютом, 216 погибли и 11 пропали без вести. Противник при этом потерял 272 бомбардировщика, 317 истребителей, 48 самолетов-разведчиков и 3 транспортных самолета.
За годы войны 34 летчика применили таран дважды, гвардии лейтенант Алексей Хлобыстов - трижды, старший лейтенант Борис Ковзан - четырежды, а летчик И.Е. Федоров таранил 6 раз и остался жив.
Спасение знамени означало сохранение войсковой части. За него сражались до последнего патрона, до последнего вздоха. Многие воины отдали жизнь, но не допустили, чтобы руки врага коснулись ратной святыни.
В годы войны ярко проявились такие героические качества, как боевое товарищество, взаимовыручка советских воинов, их любовь к командирам.
Героизм и воинское умение показывали не только отдельные бойцы и командиры, а целые подразделения, части, соединения и объединения.
Многие соединения стали носить почетные наименования Ленинградских, Сталинградских, Киевских, Севастопольских, Минских. Кишиневских, Варшавских, Будапештских, Берлинских, Пражских и т.д.
Одной из форм признания массового героизма воинов было преобразование в гвардейские частей и соединений армии и флота, добившихся в боях с фашистскими захватчиками наибольшего успеха, проявивших стойкость, мужество, непоколебимую волю к победе.
На пути к Победе советским воинам пришлось выкопать тысячи километров траншей и ходов сообщения. Им пришлось также многократно преодолевать зимнюю стужу, летний зной, весеннюю и осеннюю распутицу, огромные расстояния по раскисшим дорогам и вообще без дорог, своими плечами выталкивать из грязи застрявшие машины и орудия, сутками лежать на снегу или в грязи, пройти все трудности и невзгоды фронтовой жизни.
Все героические подвиги были совершены ради приближения Победы над врагом, во имя любимой Родины
7. Продолжите проект «Фотофакт». Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных советских городов, сёл (в группе). Сравните запечатленное на фото состояние разрушенных улиц, предприятий, культурных и образовательных учреждений и их современное состояние. Что пришлось воссоздать архитекторам, строителям, реставраторам?

Архитекторам, строителям и реставраторам пришлось воссоздать очень многое, ведь некоторые здания были разрушены практически до основания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением