Параграф 2 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Параграф 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.Почему в начале XIX в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Параграф 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.
Почему в начале XIX в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?
Уже в первые годы правления Александра I проявилось его твёрдое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране. Реформаторские поиски и планы Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований. Также большое отражение нашли идеи Просвещения и Екатерины великой.

1. Какими личными качествами обладал император Александр 1? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Значительный отпечаток на личность, характер Александра нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Властная Екатерина стремилась привить ему идеи Просвещения. Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Император унаследовал страсть к военным парадам и манёврам — зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
На заседаниях комитета обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Первые преобразования Александра были пропитаны духом Просвещения, либерализма. Главными из них я считаю: министерскую реформу (так было построено централизованное управление огромной страной), реформу образования (Александр заложил основы единой системы образования в стране), указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах» (это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости), был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике, создание Государственного Совета (Государственный совет был не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти).
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Александр ознакомил с «Планом государственного преобразования» придворных и высших сановников, однако те восприняли его в штыки, посчитав, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра предоставить крепостным гражданские права также вызывали негодование крупнопоместного дворянства. По этим причинам Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?
Первый текст можно считать официальным документом, потому что это является указом, в нем рассказывается о новой возможности отпущения крестьян.
2. Проанализируйте третий и четвертый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
Оба документа описывают одно и то же событие, планы государства. Я думаю, можно сказать, что мнения в них являются полярными, так как Александр пишет о том, что данные изменения будут полезны и всем удобны, а Рунич считает, что это вызовет большие недовольства.

1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Я не согласна с тем, что данное обещание означало возврат к старым порядкам. Оно скорее означает возврат к курсу реформ, но реформы эти не предполагали введение привилегий дворянства.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр продолжал политику предшествующих реформаторов и что в его планах было принципиально новым?
Полномасштабные реформы проводились в правление Петра Великого, Ивана Грозного, Екатерины великой. Их последствия способствовали развитию страны. Александр проложил курс реформ Екатерины, оба правителя задумывались об отмене крепостного права. Совершенно новым в его реформах был факт планирования введения Конституции.
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
- ввести управление государством на основе разделения властей: законодательная власть будет принадлежать новому выборному учреждению — Государственной думе; исполнительная власть — министерствам; судебная власть — Сенату;
- выборы в Государственную думу сделать четырёхступенчатыми (вначале должны проходить выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те в свою очередь — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
- установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Сперанский поддерживал тех представителей просвещения, кто считал выборность очень важным условием в системе гос. управления. Они говорили о том, что выборность позволила бы услышать нужны народа на разным уровнях (тьерриториальных).
5. С помощью Интернета соберите материал для проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М. М. Сперанского в России начала XIX в.?».
основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России. Преобразовательные проекты Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете, реализовать свои планы в целом Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии.

6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу 1803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.
Процедура освобождения крестьян была непростой. Помещик и крестьянин должны были заключить соглашения, найти условия, которые по обоюдному условию признаются лучшими. Главные трудности заключались в волоките с документами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением