Параграф 18 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?Развитие советской культуры в 1930-е...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?
Развитие советской культуры в 1930-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, в развитии культуры были достигнуты значительные успехи. Частью отечественной культуры оставалась культура русского зарубежья.
Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов.
Лысенко считал генетику лженаукой, в то время как Вавилов выступал за ее развитие.

1. Что такое культурная революция?
Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня населения СССР, его приобщение к достижениям культуры, с другой — утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.
2. Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему?
Одним из главных инструментов воспитания советских людей, и прежде всего молодёжи, становится конструирование системы героев, жизнь и деятельность которых должны стать примером для всеобщего подражания. Героями объявлялись как выдающиеся, так и обычные люди. Главное, чтобы их поступки подкрепляли ту или иную партийную установку.
3. Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР.
В начале 1930-х гг. в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер.
4. Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жесткий идеологический контроль?
Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы учёных-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология. Большой вклад в развитие системы советского здравоохранения внесла деятельность Н. А. Семашко. И. М. Губкин стал основателем советской нефтяной геологии. В СССР были развёрнуты интенсивные работы по созданию новых образцов оружия и военной техники. Огромное значение имели работы авиаконструкторов Н. П. Поликарпова, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева и др., новые виды оружия создавали Ф. В. Токарев, В. Г. Грабин и др.
Под идеологический контроль попала история.
5. Назовите писателей, художников, композиторов, продолживших свою творческую деятельность вдали от Родины. Какие их произведения вам знакомы?
Деятели культуры, которые продолжили творческую деятельность вдали от Родины: Прокофьев, Рахманинов, Глазунов, Солженицын, Куприн, Бальмонт, Репин, Коровин, Шагал.
Мне знакомы произведения Солженицына “Матренин двор”, «Один день Ивана Денисовича».
6. Как изменились быт и общественные настроения граждан Советской страны?
Городское население увеличилось с 26 млн человек в декабре 1926 г. до 60 млн к началу 1939 г., т. е. в 2,3 раза. Очень остро проблема жилья стояла на стройках первых пятилеток. Серьёзные проблемы возникли с обеспечением населения товарами первой необходимости, прежде всего хлебом. В 1933 г. жители крупных городов были ошеломлены открытием «образцовых универмагов» и показательных продуктовых магазинов сети «Гастроном» и «Бакалея».
1935 год стал годом «поворота к человеку». С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, введены единые цены на все товары. Менялось отношение к быту. Началось его «окультуривание». Горожанки стали следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, делать красивые причёски. Родители всё реже давали детям экзотические революционные имена. Большое значение придавалось развитию массового спортивного движения. Практически исчезли забастовки. Большая часть открытых выступлений приходилась на эксцессы в очередях.

1. Определите основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.
Главным мотивом творчества писателей-эмигрантов стала тема ностальгической памяти об утраченной родине. Она пронизывает все сюжетные линии эмигрантских романов, повестей, рассказов, будь то события революции и Гражданской войны, русской истории или воспоминания о детстве и юности.
2. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.
Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями.
Заявляя о защите дарвинизма и мичуринской теории, группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив её «буржуазной наукой». Многие разработки советских генетиков были свёрнуты, впоследствии некоторые из них (Н. И. Вавилов и др.) были репрессированы.
3. Подготовьте презентацию о творческой деятельности и судьбе представителя русского зарубежья (по выбору).

4. Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.
Солженицын “Один день Ивана Денисовича”
Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.
В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.
Солженицын обращается к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть. Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.

5. Найдите в Интернете и прослушайте советские песни 1930-х гг. Какие человеческие качества воспевались в них? Отражали ли песни реальные процессы общественные жизни Страны Советов?
В советских песнях воспеваются такие качества, как смелость, храбрость, трудолюбие, справедливость, верность и приверженность к Родине. Песни редко отражали реальные общественные процессы, потому что находились под гнетом идеологии.
6. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте.
Я думаю, что культурная революция была завершена, потому что к концу 1930-х в культуре были совершены определенные открытия и достижения. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране.
7. Напишите сочинение или эссе, в котором раскройте образ нового советского человека — строителя социализма.
Важным в партийной среде было и представление о человеке будущего как о коллективисте. Человек будет являться органичной частью коллектива и не отделять от него самого себя. А значит, не только отдельный индивид, но и весь человеческий коллектив должны быть направлены в верное русло.
Идеал советского человека - герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Культура советского человека связана с духовностью как способностью в своей деятельности сознательно или бессознательно выходить за рамки своей собственной жизни (самопожертвованием), своего собственного индивидуального существования, ставить перед собой и реализовывать цели и задачи, не связанные с поддержанием своего собственного существования, поддержанием и улучшением условий своей индивидуальной жизни (типичные пассионарии, ни во что не ставящие человеческую жизнь).
8. Продолжите проект «Фотофакт» по теме «СССР в 1930-е гг.». Используйте краеведческие материалы, семейные архивы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением