Стр.147 Часть I Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Изображение § Советская национальная политика в 1930-е гг.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.В чём заключалась противоречивость национальной политики в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Советская национальная политика в 1930-е гг.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920—1930-е гг.?
Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Особенности индустриализации в восточных регионах заключались в том, что исходный уровень развития промышленности там был очень незначительный. В отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. В отношении разных народов проводилась русификация.
2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.
Особенности индустриализации в восточных регионах заключались в том, что исходный уровень развития промышленности там был очень незначительный. На окраинах страны не существовало современной промышленности, экономика носила резко выраженный аграрный характер. В экономике национальных республик сохранялись черты патриархально-феодальных отношений. Эти факторы влияли на различные сроки и темпы осуществления индустриализации.
В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.
В отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-е гг. В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Получила развитие ещё одна форма национального самоопределения, сыгравшая свою положительную роль. В республиках создавались национальные районы, административно-территориальные единицы с компактным проживанием того или иного народа. По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.
4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?
7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу. В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование.
13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке.
5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-е гг.
- была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию
- формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах
- способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР в 1930-е гг.

1. Какие цели преследовала национальная политика, проводимая в СССР в 1930-е гг.? Раскройте её противоречивый характер, указав успехи и проблемы.
Главной целью национальной политики было ускоренное сближение и слияние народов в «единую советскую нацию».
Успехи:
- формировала уважение к советской власти
- укрепляла новую власть в национальных регионах
Проблемы:
- способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства
2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?
Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике, потому что это способствовало русификации и целям национальной политики правительства.
3. Приведите факты, доказывающие свертывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.
В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу. В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование.
13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке.

4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.
Государственная система национальных органов просвещения защищала права нерусского населения в области обучения на родном языке вплоть до 1934 г: Постоянно росла сеть национальных школ с обучением на родных языках, вырабатывалось содержание начального образования, готовились учебники, педагогические кадры. Учитывая образ жизни того или иного народа (кочевой, оседлый), при развитии сети школ сохранились кочевые школы, школы-летовки, а также малокомплектные школы. В 1931 г. в Москве был создан Центральный научно-исследовательский институт национальностей. В 20–30-е гг. письменность получили более 50 ранее бесписьменных народов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением