Параграф 17 ГДЗ Боголюбов 9 класс (Обществознание)

Изображение §17. Правоотношения и субъекты праваЧто называют социальными отношениями? Социальные отношения - это отношения между людьми и группами людей.Что такое право и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Матвеев 9 класс, Просвещение:
§17. Правоотношения и субъекты права
Что называют социальными отношениями?
Социальные отношения - это отношения между людьми и группами людей.
Что такое право и права человека?
Права человека - 1) естественная мера свободы и ответственности человека; 2) нормы, выражающие естественную (прирождённую, неотъемлемую) возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни; объективно необходимы каждому для нормального, полноценного развития личности, участия во всех сферах жизни общества.
Право - 1) мера свободы, справедливости и ответственности; 2) вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
Как влияют на отношения между людьми нормы права?
Нормы права регулируют отношения между людьми, определяют права и обязанности граждан.
1. Что называют правоотношением? Чем правоотношение отличается от других социальных отношений, а что между ними общего?
Правоотношение - это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют субъективные права и юридические обязанности, которые обеспечиваются силой государства. Таким образом, отличия, с одной стороны, связаны с тем, что, вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. С другой стороны, и права, и обязанности участников правоотношения также определены законом.
2. Раскройте смысл понятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений».
Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:
a) субъектов правоотношения, т. e. участников правоотношения;
б) объекта правоотношения, или того, из-за чего возникло правоотношение;
в) содержания правоотношения, под которым понимаются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.
3. Что такое юридическая обязанность и чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?
Сущность понятия «юридическая обязанность» связана с должным, необходимым поведением, предписанным нормами права участнику правоотношения. У человека, имеющего правовую обязанность перед другим человеком, государством, фирмой, организацией и т. д., нет права выбора вариантов поведения, он обязан действовать в интересах носителя права, и у него нет права на отказ от выполнения обязанности.
Моральная обязанность не является строгой, она не закреплена законом.
4. Что такое субъективное право?
Субъективное право - это мера возможного поведения участника правоотношений.
5. Что означает понятие «мера»? Какое значение это понятие имеет для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей?
Мера - это то, что помогает сделать точный расчёт и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объём, размер и т. д.?
Если в отношении обладателя права мера ограничивает его притязания, то то в отношении человека, имеющего перед кем-то юридическую обязанность, она защищает его от неоправданных притязаний, от произвола и беззакония обладателя права.
6. Кто может быть участником правоотношения?
Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов.
В правоотношения могут вступать и органы государственной власти, и государство в целом.
7. Дайте определение понятий «дееспособность» и «правоспособность».
Если правоспособность, под которой понимается способность иметь права и обязанности, согласно законам Российской Федерации, у физических лиц появляется с рождения, то дееспособность, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять субъективные права и юридические обязанности, приобретается постепенно.
8. Каким образом возникают дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц?
Правоспособность у физических лиц появляется с рождения, а дееспособность приобретается постепенно. Например, согласно законам РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, ластик, блокнот, книгу, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в метро и автобусе. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, степени детей. Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия.
Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает иначе. Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность, то оно становится правоспособным и дееспособным в момент регистрации. То есть в отличие от физического лица юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.
1*. Приведите пример правоотношения: а) назовите его участников, объект и содержание; б) покажите связь между субъективными правами и юридическими обязанностями.
Примером правоотношений может служить аренда квартиры. Гражданин А. арендует квартиру у гражданина Б. Участники правоотношений - гражданин А. и гражданин Б. Объект - арендные отношения. Гражданин А. обязан предоставить гражданину Б. квартиру, имеет право требовать своевременной платы аренды. Гражданин Б. имеет право жить в квартире, пользоваться услугами ЖКХ, обязан вовремя платить аренду и предоставлять показания счетчиков.
2. Объясните, какие права и обязанности возникают у участников правоотношения в следующих ситуациях:
a) на скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомашину гражданина С.;
Гражданин С. имеет право требовать ремонта машины или возмещения ущерба, а гражданин Н. обязан компенсировать ущерб.
б) после открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь;
Друзья имеют право охотиться на уток, ходить по лесу. Они обязаны иметь лицензию на оружие, охотиться в рамках законодательства (не заниматься браконьерством)
в) ураган сорвал крышу с застрахованного дома гражданина Н.;
Гражданин Н. имеет право получить от страховой компании денежную сумму. Страховая компания обязана выплатить деньги.
г) гражданка М. оплатила обучение на курсах иностранного языка;
Гражданка М. имеет право ходить на курсы иностранного языка. Преподаватели на курсах обязаны вести обучение.
д) во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.
Родители школьников обязаны возместить ущерб.
3*. Разберите ситуацию и определите: а) субъектов правоотношения; б) объекты правоотношения; в) содержание правоотношений.
1) После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.
Субъекты: гражданин К. и наследник гражданина Ю.
Объект: возвращение долга
Содержание: гражданин К. имеет право на возвращение долга, а наследник обязан его отдать
2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и нацарапали на скале свои имена. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.
Субъекты: молодые люди и заповедник (как организация)
Объект: нацарапанная на скале молодыми людьми надпись
Содержание: молодые люди обязаны выплатить штраф, а заповедник имеет право на возмещение ущерба
3) Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.
Субъекты: гражданин М. и контролеры
Объект: безбилетный проезд гражданина М. в электричке
Содержание: контролёры имеют право требовать оплаты билета или штрафа, гражданин М. обязан оплатить штраф
4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил перебежать дорогу на красный сигнал светофора, что привело к столкновению двух автомобилей.
Субъекты: гражданин В., водители 2 автомобилей
Объект: столкновение 2 автомобилей
Содержание: водители имеют право требовать от гражданина В. возмещения убытков, а он обязан их возместить
5) Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.
Субъекты: внучка и строительная компания
Объект: дарение акций строительной компании
Содержание: внучка имеет право распоряжаться, владеть и пользоваться акциями, а строительная компания обязана выплачивать дивиденды
Приведите аргументы, подтверждающие, что предложенные ситуации являются правоотношениями.
- Данные ситуации регламентируются нормами права
- Данные ситуации возникают в результате социальных отношений
- Субъектами в ситуациях выступают физические и юридические лица
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением