Упр.167 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 167 Прочитайте текст. Вспомните, что вам известно об истории Царскосельского лицея. Каких знаменитых выпускников этого учебного заведения вы знаете?Знаменитые...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:
167 Прочитайте текст. Вспомните, что вам известно об истории Царскосельского лицея. Каких знаменитых выпускников этого учебного заведения вы знаете?
Знаменитые выпускники Царскосельского лицея: Александр Пушкин, Иван Пущин, Александр Горчаков, Антон Дельвиг, Александр Бакунин, Николай Данилевский, Михаил Салтыков-Щедрин.

Всю дорогу до Царского Села архитектор (словарное слово) Василий Стасов был погружён (в суффиксах причастий после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё) в свои мысли. Изредка (на конце наречий с приставкой из- пишется гласная а) бросал он рассеянный (приставка перед основой на глухой согласный; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) взгляд на покрытую снегом равнину, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) по которой пролегала (проверочное слово: лёг) дорога, (запятой выделяется причастный оборот) соединяющая (проверочное слово: единый) столицу с Царским Селом, (запятой выделяется причастный оборот) и думал о своём. Ему, - (запятой выделяется приложение) (тире после распространённого обособленного приложения) молодому зодчему, (запятой выделяется причастный оборот) немало (можно заменить синонимом без частицы не: много) построившему (построить; перед суффиксом причастий пишется та же гласная, что и в инфинитиве) в Москве, - (запятой выделяется причастный оборот) (тире после распространённого обособленного приложения) дано поручение составить проект переделки флигеля, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) в котором решено (в суффиксах кратких причастий пишется одна н) было открыть новое учебное заведение (проверочное слово: вести) - (тире перед стоящим в конце предложения приложением; можно поставить конструкцию «а именно») лицей.
Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургоком обществе. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Другие полагали, что царю, пе имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодёжь. Третьи считали, что это злостные затеи Сиеранского, который втёрся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы. Но что бы пи толковали в столичпом обществе, в начале 1811 года был опу-бликовап указ об осповапии лицея. И вот ему зодчему Стасову предложено немедленно осмотреть здание в котором, будет нахо диться лицей. Предстояло решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения.
(М. Басина. «В садах Лицея. На брегах Невы»)

Выполните задания.
1. Объясните значение выделенных слов и выражений. В случае необходимости обращайтесь к толковому и фразеологическому словарям.
Отпрыск - 1. (ботан.) молодой побег растения, отходящий от пня или корня. 2. (перен.) (устар.) потомок, дитя.
Втереться в доверие - неблаговидным способом приобрести чьё-либо доверие.
Подбивать - 1. Прибивать снизу, к нижней части чего-либо. 2. (разг.) подшивать с изнанки, снизу, делать подкладку из чего-либо. 3. (перен.) (разг.) уговаривать сделать что-либо, подстрекать к чему-либо.

2. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы предложений.
Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своём.
[= -, (по которой = -, ПО)2), и =]1).
Ему - молодому зодчему, немало построившему в Москве, - дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение - лицей.
[… = -]1), (в котором =)2).
Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе.
[= -]1), (что =)2).
Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втёрся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы.
[- =]1), (что -)2), (который = и =)3).
И вот ему, зодчему Стасову, предложено немедленно осмотреть здание, в котором будет находиться лицей.
[…, =]1), (в котором = -)2).

3. Укажите предложения с придаточным изъяснительным, соответствующие схеме.
Одним говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев - Николай и Михаила - вместе с отпрысками знатных фамилий.
Другие полагали, что царю, не имевшему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодёжь.

3. Укажите предложение, которое соответствует схеме.
Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втёрся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы.

4. Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении второго абзаца.
И вот ему, (запятой выделяется обособленное приложение) зодчему Стасову, (запятой выделяется обособленное приложение) предложено немедленно осмотреть здание, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) в котором будет находиться лицей.

4. Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении первого абзаца.
Ему, - (запятой выделяется приложение) (тире после распространённого обособленного приложения) молодому зодчему, (запятой выделяется причастный оборот) немало построившему в Москве, - (запятой выделяется причастный оборот) (тире после распространённого обособленного приложения) дано поручение составить проект переделки флигеля, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) в котором решено было открыть новое учебное заведение - (тире перед стоящим в конце предложения приложением; можно поставить конструкцию «а именно») лицей.

5. Спишите первый абзац, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Морфемный разбор:
Изредка

Морфологический разбор:
Вблизи
1. Вблизи - наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос где?).
2. Знаменательное, обстоятельственное
3. Наречие места.
4. Неизменяемая часть речи.
5. В предложении является обстоятельством (видеть (где?) вблизи).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением