Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 92. 1. Составьте план текста параграфа. Каждый пункт плана подкрепите своими примерами. Найдите с помощью ресурсов Интернета примеры распространённых орфографических...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
92. 1. Составьте план текста параграфа. Каждый пункт плана подкрепите своими примерами. Найдите с помощью ресурсов Интернета примеры распространённых орфографических ошибок и их исправления.
2.Подготовьте доклад на лингвистическую тему «Принципы русской орфографии», опираясь на текст параграфа учебника, упражнения,мпримеры орфографических ошибок. Подберите вступление и заключение, используя по возможности высказывания русских лингвистов и писателей об орфографии. Вспомните о роли вступления и заключения в тексте.2.
Принципы русской орфографии
Еще Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».
Орфография – основа языка, его «геральдика», то, на чем функционирует грамотная и правильная речь. Орфография подразделяется на несколько разделов:
- написание морфем в различных частях речи;
- слитное или раздельное написание;
- употребление прописных и строчных букв;
- перенос слов.
В основе орфографической системы языка лежат некоторые принципы, которые основаны на правилах языка.
Выделяют четыре принципа русской орфографической системы:
- морфологический;
- фонетический;
- традиционный, или исторический;
- дифференцирующий.
Морфологический принцип является главным для русской орфографической системы. Он заключается в том, чтобы родственные морфемы во всех словах писались одинаково вне зависимости от того, как они произносятся в устной речи. Данный принцип является единым для всех типов морфем: корней, суффиксов, приставок и окончаний. Например: новой – старой – большой. Во всех словах окончание –ой является общей морфемой.
Именно за счет морфологического признака можно определить, к какой части речи относится анализируемое слово. Например: делать – бегать – говорить. Во всех словах окончание –ть является несомненным признаком инфинитива.
Следующий принцип орфографии – фонетический. Его сущность заключается в том, что слова должны писаться точно так же, как они и произносятся. Наиболее ярким примером применения данного принципа является чередование какой-либо морфемы. Например: расти – росток, бесхребетный – безрадостный.
Традиционный, или исторический принцип базируется на традиционном написании слов. Т.е. таком, которое закреплено традиционно и не подчиняется каким-либо правилам. Прежде всего этот принцип применяется по отношению к заимствованной лексике (аллея, шоссе), непроверяемых гласных и согласных (рюкзак, ватрушка), а также традиционное написание (после шипящих пишутся гласные и, а, е; после ц в корне пишется и). Такие слова принято называть словарными.
Последним принципом является дифференцирующий принцип. Он используется тогда, когда на письме с помощью орфографии необходимо различать слова, одинаково звучащие, но относящие к различным частям речи. Например, туш (существительное мужского рода) – тушь (существительное женского рода).
Орфография – основа письменной речи. Она облегчает понимание нами смысла текста, помогает не совершать глупых ошибок, а также может свидетельствовать о высоком интеллектуальном уровне человека. Однако бывает и так, что начитанный человек совершает на письме грубейшие ошибки. Недаром еще писатель А. Герцен утверждал: «Способность читать хорошие книги вовсе не равнозначна знанию грамоты».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением