Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 90. Прочитайте статью из книги Н. Шанского, Т. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите...

Решение #2

Изображение 90. Прочитайте статью из книги Н. Шанского, Т. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите...
Загрузка...

Другие ответы на тему:
#язык


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
90. Прочитайте статью из книги Н. Шанского, Т. Бобровой «Снова в мире слова». Как и почему возникли две формы множественного числа существительного опёнок? Покажите связь словообразования и значения слова. Приведите свои примеры.
ЧТО ПРАВИЛЬНЕЕ: ОПЯТА ИЛИ ОПЁНКИ?
В современном русском литературном языке существительное опёнок имеет две формы множественного числа — и опёнки, и опята. Обе они вполне нормативны, поэтому вовсе не обязательно употреблять форму опёнки, можно — и это будет также правильным — говорить и писать опята.
Однако этимологически более предпочтительной является всё же форма опёнки, так как это слово образовано с помощью приставки о-и суффикса -ок от существительного пень (ср. диал. обабок «маслёнок, подберёзовик», образованное от слова баба в значении «пень»). Опёнок буквально, как и обабок, значит «гриб, растущий вокруг пня». Когда слово опёнок разошлось по своему значению со словом пень и деэтимологизировалось, оно подверглось аналогичному воздействию существительного того же семантического ряда, также обозначавшего гриб, — маслёнок, образованного по модели пострел — пострелёнок, милый — милёнок от масло «маслёнок», отмечаемого ещё В. Далем. По образцу маслёнок — маслята появилась рядом с опёнок — опёнки пара опёнок — опята.
1. Определите тип речи текста. Обоснуйте свой ответ. Найдите тезис и доказательство.
2. Докажите, что данный текст относится к научно-популярному стилю речи.Нормативными являются обе формы – опёнки и опята. Форма «опёнки» возникла путем чередования гласного в суффиксе: опёнок – опёнки. В статье говорится, что форма «опёнки» является лингвистически верной. Однако если мы посмотрим на другие примеры существительных мужского рода с суффиксом –ок, то получится, что форма множественного числа «опята» является грамматически верной. Например: ребенок – ребята, щенок – щенята, гусенок – гусята. Во всех случаях форма множественного числа образуется при помощи суффикса –ят, а не –ок. (щенята, но не щеноки).
1. Тип речи – рассуждение. В тексте автор рассуждает о правильности и происхождении двух форм множественного числа слова «опёнок».
Тезис: Обе формы – опёнки и опята – являются нормативными.
Доказательство: По образцу масленок – маслята появилась рядок с опёнок – опёнки пара опёнок – опята.
2. Данный текст относится к научно-популярному стилю. Текст написан логично, последовательно, посвящен одной проблеме и не отвлекается на посторонние вопросы. В тексте присутствуют термины: этимологически, приставки, суффикса, деэтимологизировалось – что относится его к научному стилю. Однако текст написан в такой форме, чтобы быть понятным для широкого круга читателей, что относит его к научно-популярному стилю.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением