Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 336. I. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» изложил правила русской пунктуации, где выделил 8 знаков препинания: точку, точку с запятой, запятую, вопросительный...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
336. I. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» изложил правила русской пунктуации, где выделил 8 знаков препинания: точку, точку с запятой, запятую, вопросительный знак, удивительный знак, две точки, единитель-ный знак, вместительный знак. Прочитайте отрывок из «Российской грамматики» и установите, каким современным названиям знаков препинания соответствуют термины Ломоносова. Какие принципы русской пунктуации выделяет учёный?
Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам...
Две точки примеры, причины и речи вносные напереди показывают: На всех вопросы не ответствую: всякой глупец больше может спрашивать, нежели премудрой и смысленной ответствовать...
Вопросительный знак по вопрошении, удивительный по удивлении поставляются: Доколе унывать? О странное дело!
Вместительный — слово или разум в речь [предложение] вмещает, без союза и порядочного сочинения: Меня (кто бы подумал?) от тебя отлучают.
Единительный знак разделённое в две строки одно речение показывает: Непости-жим Бог.
II. Прочитайте текст. Какой принцип русской пунктуации предлагает А.Х. Востоков? Чем отличается эта трактовка от принципов пунктуации, предложенных М.В. Ломоносовым? Сравните знаки препинания, названные в грамматиках этих учёных. Подумайте, в чём новизна грамматики Востокова.
В произношении мы отделяем, для вразумительности, один период от другого и части периода одни от других должайшими или кратчайшими остановками, также приличными повышениями или понижениями голоса. В письме показываем сии остановки и перемены голоса знаками препинания.
Знаки препинания суть:
1. Запятая (,), показывающая кратчайшую остановку голоса.
2. Точка с запятою (;), показывающая остановку, вдвое долее запятой.
3. Двоеточие (:), втрое долее запятой.
4. Точка (.), показывающая должайшую остановку, вчетверо против запятой.
5. Знак вопросительный (?).
6. Знак удивительный (!).
7. Знак мыслеотделительный, или черта (—).
8. Знак пересекательный, или многоточие (...).
9. Знак вместительный, или скобки () или [ ].
10. Знак вносный, или кавычки (« »).
Ломоносов говорит о том, что знаки препинания необходимо ставить сообразно смыслу предложения: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам…». Также он подчеркивает необходимость ставить те знаки препинания, которые требуются при использовании тех или иных союзов – синтаксическая функция знаков препинания.
Востоков говорит о том, что основная функция знаков препинания – смысловая. Знаки препинания необходимо ставить там, где они подходят по смыслу, а также выделять их при разговоре и чтении изменениями тона голоса. Такой подход отличается от подхода Ломоносова, который говорил, что знаки препинания необходимо ставить сообразно знакам препинания.
Наименования знаков препинания у обоих ученых практически идентичны, однако есть и несколько различий. Востоков «единительный знак» (дефис) называет «мыслеотделительным», а также выделяет еще два знака препинания: пересекательный (многоточие) и вносный (кавычки), которые не были названы Ломоносовым.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением