Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 3. Прочитайте тексты. О каком языковом явлении в них говорится? Сравните эти отрывки со вторым абзацем теоретической части параграфа учебника (см. выше). К каким приёмам...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
3. Прочитайте тексты. О каком языковом явлении в них говорится? Сравните эти отрывки со вторым абзацем теоретической части параграфа учебника (см. выше). К каким приёмам прибегают авторы, описывая «слово человеческое»? С чем сравнивают, какие средства выразительности используют?
I. Слово — духовное тело мысли, вместе с мыслью в минуту её рождения создающееся в душе нашей, и слово — материальная одежда этого духовного тела, звук, его выражающий. <...> Слово человеческое рождается вместе с мыслью, мало-помалу развивается, приобретает более духовную форму, и, наконец, чтобы перейти в действие внешнее, в сообщение, из духовного образа переоблачает-ся в образ материальный, в звук; во всём этом есть начало, развитие, постепенность...
(В. Жуковский)
II. В языке человека нет слова, которое бы мысль человека вполне выражало, ни которое бы выражало её точно; каждое слово походит на морскую трубу, приводимую в движение колебанием волн; есть для взора некоторое ограниченное поле, но на этом поле предметы меняются беспрестанно, смотря по положению глаза наблюдателя; он видит много предметов в одно время и ни одного явственно (хорошо, если наблюдателю есть на что опереть инструмент!). Так и со словом; мысли скользят под фокусом слова; мыслитель думал сказать одно, для слушателя выходит нечто другое. Вавилонское смешение существует доныне. Мыслитель изберёт лучшее слово для своей мысли или силится приковать слово к его значению... нитями других слов, слушатель думает, что мыслитель переменил свои мысли.
(В. Одоевский)
Подумайте, есть ли такие слова, которые вас удивили своим лексическим значением и звуковой оболочкой? Знаете ли вы, откуда они появились, какова их этимология? Приведите примеры.
Оба текста описывают слова с точки зрения языкового явления. В теоретической части «слово» описывается с точки зрения научного подхода к определению понятия. Авторы же текста описывают его как некий абстрактный предмет, придают ему образность.
Художественно-выразительные средства:
- сравнения (духовное тело мысли, морская труба (2-й текст), материальный образ, материальная одежда духовного тела);
- метафоры (слово – духовное тело мысли; мыслитель переменил мысли);
- эпитеты (внешнее действие, материальный);
- олицетворения (слово рождается, мысли скользят).
Краудфандинг – сбор средств в Интернете. Произошло от английских слов Crowd (толпа) и funding (финансирование). Чаще всего краудфандинг используют для запуска какого-либо проекта или в качестве благотворительности.
Стримить – онлайн-трансляция. Первоначально использовалось геймерами, в реальном времени демонстрирующими процесс игры с комментариями. В настоящее время относится по отношению к любому прямому эфиру или общению пользователя Сети со своим и подписчиками в реальном времени. Произошло от английского Streaming – потоковый, текучий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением