Онлайн тест ЕГЭ по русскому языку 2015 Вариант №1. Тест соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам 2015. Для проходжения теста в вашем браузере должна быть включена функция JavaScript. Вариант ответа вводится в специальное поле. Ответом является слово, словосочетание или целое число. После ввода предположительного ответа, нажмите кнопку "Проверить". По ходу решения Вы можете наблюдать за количеством набранных баллов. Все баллы по заданиям распределены в соответствии с КИМ.




ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите "проверить"


A1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прОживший

2) обзвонИт

3) послалА

4) щАвель


A2
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Через час я почувствовал, что опять утрачиваю ощущение РЕАЛЬНОСТИ.

2) На горе перед нами открылась ВЕЛИКАЯ и прекрасная панорама Фив.

3) ЛОБОВОЙ фонарь паровоза уже не так ярко горел.

4) На крутых склонах с КАМЕНИСТОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.


A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (множественное число).
1) термоса

2) профессора

3) повара

4) коромысла


A4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заставляя зрителя размышлять о движении жизни русского народа,
1) был воплощён грандиозный замысел картины исторической битвы под Москвой.

2) автором было сделано более двухсот эскизов и набросков.

3) протягивает художник невидимые нити в прошлое и в будущее.

4) открылась масштабная выставка исторической живописи.


A5
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Старинный ритуал — надеть кольцо в день бракосочетания — означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.

2) Многие дети говорят, что новый учитель нам более понятно объясняет.

3) Согласно распоряжению бракованный аппарат направлен в отдел контроля.

4) В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.


A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Образы галлюцинаций создаются запасом тех впечатлений, которые хранятся в сознании человека.

2) В основе массового размножения саранчи лежат изменения климатических факторов, которые связаны с солнечной активностью.

3) В этой научно-популярной книге даже нет химических формул, которые обычно пугают новичков.

4) В 1980-е годы русская историческая живопись обогатилась новым художником, который сразу обратил на себя внимание современников, — К.А. Васильевым.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Он был сколочен из разнокалиберных досок и с крышей из промасленных старых мешков или из толстого холста. (З)Над входом помещался балкон, с которого «дед», зазывала, немудрёными импровизированными виршами приглашал честной народ зайти и повеселиться. (4)Дед совсем не обязательно должен быть стариком, дед — это амплуа. (5)Внутри балагана — разборная деревянная сцена с ярким кумачовым занавесом, а перед ней грубо сколоченные скамейки. (6)... ярмарки балаган демонтировали и перевозили на новое место, где он за считанные часы воссоздавался заново.
A7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В середине XIX века балаган для кукольного театра представлял собой временное помещение.

2) Места в балагане не нумеровались и занимались зрителями по мере их появления.

3) По количеству балаганов на ярмарке, по их убранству судили о размахе торговли.

4) До начала XX века передвижной кукольный театр с Петрушкой был весьма распространён.


A8
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) В то время как

2) Пожалуй,

3) По окончании

4) В течение


A9
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) он был (предложение 2)

2) помещался балкон (предложение 3)

3) зазывала приглашал (предложение 3)

4) балаган демонтировали [и] перевозили (предложение 6)


A10
Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое

4) сложноподчинённое

A11
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДОЛЖЕН в четвёртом (4) предложении текста.
1) краткое причастие

2) глагол

3) краткое прилагательное

4) наречие в сравнительной степени


A12
Укажите значение слова АМПЛУА в предложении 4.
1) должность

2) роль

3) звание

4) псевдоним


A13
/strong>
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В саду всё было спланирова(1)о продума(2)о: грядки по бокам залиты цементом, ни одного сорняка не заметишь на них, стволы яблонь выбеле(3)ы известью.
1) 1

2) 2

3) 3

4) 2,3


A14
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква Е?
1) м..диана, выт..реть, зам..нить (деталь)

2) св..репый, ут..шать (ребёнка), сл..зинка

3) изв..стить, обл..цевать, пох..щение

4) кап..лька, увл..кательно, зап..рать


A15
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) кинос..ёкка, под..езд, зав..южило

2) лод..скать, об..грали, за..скивать

3) (ваше) пр..подобие, пр..рекаться, пр..следовать

4) ра..бежался, ни..падающий, бе..молвствовать


A16
В каком ряду в двух словах пишется буква А?
1) врачи леч..т, пряч..щийся в углу

2) крюки выдерж..т, меч..щийся зверёк

3) вещи суш..тся, топч..щий посевы

4) капли точ..т, переч..щий старшим


A17
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. талантл..вый
Б. продл..вать
B. пальт..цо
Г. юрод..вый
1) А, Г

2) Б, В

3) А, В

4) В, Г


A18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?
Смолоду так односторонне слагается их жизнь, что, какие бы случайности н(1) сталкивали их с жизненной колеи, уклонение никогда н(2) бывает н(3) серьёзно, н(4) продолжительно.
1) 1,2, 3,4

2) 2

3) 3,4

4) 1,2


A19
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (НА)СКОЛЬКО успешно мы преодолеваем кризисные ситуации, зависит (ОТ)ТОГО, кого или что мы считаем первопричиной случившегося.

2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ первой сессии у него ничего не клеилось, ЧТО(БЫ) он ни предпринимал.

3) Репетитора матушка осуждала только ЗА(ТО), что он (ЗА)ЧАСТУЮ занимался со мною менее обещанных полутора часов.

4) Официальная встреча (В)ТЕЧЕНИЕ получаса проходила в присутствии журналистов, а ЗА(ТЕМ) министры общались тет-а-тет.


A20
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
О культуризме в то время ещё мало знали ( ) и такое тело можно было увидеть только в кино.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.


A21
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Водоприёмники захлёбываются (1) не успевая глотать мутную воду (2) и (3) невесело булькая (4) принимают в свои недра зимнюю грязь.
1) 1,2

2) 1,4

3) 3,4

4) 1,2,3,4

A22
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Рекламные агенты используют латинские буквы для создания образа товара. Дескать (1) наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчёт (2) вероятно (3) оправдывается, но (4) насколько (5) велика его отдача?
1) 1,4,5

2) 2,3

3) 1,2,3

4) 1,2,3,4,5


A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Большая полукруглая веранда разделяла дом на две половины.

2) Врач прикладывал к груди и спине щекочущую чашечку стетоскопа и заставлял глубоко дышать.

3) Яркая зелень обочин и листва придорожных деревьев и низкие облака вдохновили художника.

4) Лодка то появлялась то исчезала за частыми излучинами реки.


A24
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во дворе был идеальный порядок: стройматериалы сложены под навесом сарая и покрыты рубероидом, железобетонный колодец накрыт круглой деревянной крышкой с ручкой, цинковое ведро подвешено на специальный крюк.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.


A25
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
«Волга» осторожно выползла из зелёного лесного тоннеля (1) на большую лужайку (2) в центре (3) которой (4) выделялась крытая берёзовыми жердинами землянка.
1) 1

2) 2

3) 2,3

4) 4


A26
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Разведчик спал у поваленного дерева (1) и (2) когда по приказу майора его стали будить (3) в полусне дважды лягнул ногой воздух так (4) что ординарец попятился назад.
1) 1,2,4

2) 2,3

3) 2,3,4

4) 1,3,4


A27
Прочитайте текст.
В середине XVIII века у мелкопоместных помещиков не было возможности, подобно богатым петербургским дворянам, выписывать готовые нарядные костюмы из Парижа и Лондона. Да и вряд ли бы они это стали делать, даже будучи состоятельными. В провинции предпочитали жить по старинке, обходясь собственными хозяйством и умельцами. Так, в комедии Фонвизина «Недоросль» собственный портной есть и у Простаковой. Это крепостной Тришка, который ни у кого не учился, а потому он сшил кафтан сыну Простаковой по собственному разумению.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Крепостной портной Тришка из комедии Фонвизина «Недоросль» ни у кого не учился, а потому он сшил кафтан сыну Простаковой по собственному разумению.

2) В середине XVIII века мелкопоместные дворяне были намного беднее столичных дворян, ничего не покупали и обходились собственными хозяйством и умельцами.

3) В комедии Фонвизина «Недоросль» изображена типичная жизнь мелкопоместных помещиков в середине XVIII века, которые вели натуральное хозяйство.

4) В середине XVIII века мелкопоместные помещики не стали бы выписывать себе готовую одежду из европейских стран, даже если были бы богатыми: в провинции жили по старым традициям и обходились собственными силами.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)На маленькой площади я чуть задержался. (2)Кто-то уже позаботился о голубях, рассыпав им корм, и оголодавшие за ночь стаи слетались сюда на пиршество. (З)Голуби толкались, ссорились, взмахивали крыльями, подпрыгивали, с остервенением клевали зерно, не обращая внимания на пушистую рыжую кошку, изготовившуюся к прыжку. (4)Меня заинтересовало, чем кончится охота. (5)Голуби казались совсем беззащитными перед ловким и быстрым зверем, а алчность притупляла инстинкт самосохранения. (6)Но ведь кошка не торопится, тщательно рассчитывает прыжок, значит, не так уж просто сцапать голубя.
(7)Безмятежность голубей словно провоцировала кошку на бросок. (8)Однако крошечная тигрица была опытным охотником. (9)Медленно, почти неощутимо подползала она к стае и вдруг замирала, будто всякая жизнь останавливалась в её худом под рыжей пушистой шкуркой тельце. (10)И я заметил, что суматошливая голубиная толпа с каждым движением кошки отодвигалась от неё ровно настолько, насколько она сокращала разрыв. (11)Ни один голубь в отдельности не заботился о своей безопасности — защитный маневр безотчётно и точно производила общая голубиная душа.
(12)Наконец кошка изловчилась и прыгнула. (13)Сизарь выскользнул из её лап, поплатившись одним-единственным серым пёрышком. (14)Он даже не оглянулся на своего врага и продолжал клевать зёрна ячменя и конопляное семя. (15)Кошка нервно зевнула, открыв маленькую пасть с острыми зубками, расслабилась, как это умеют лишь кошки, и вновь сжалась, собралась. (16)Её зелёные глаза с узким разрезом зрачка не мигали. (17)Кошка, похоже, хотела прижать жадную стаю к увитой бугенвиллеями стене, но голубиная масса не просто отступала, а поворачивалась вокруг оси, сохраняя возле себя простор площади.
(18)Четвёртый прыжок кошки достиг цели — голубь забился в её лапах. (19)Кажет-ся, это был всё тот же голубь, которого она облюбовала с самого начала. (20)Быть может, у него был какой-то ущерб, лишающий его ловкой подвижности собратьев, неправильность в сложении, делающая его более лёгкой добычей, чем остальные голуби. (21)Го-лубь забился у неё в лапах, но как-то бессильно, словно не веря в своё право на освобождение. (22)Остальные продолжали насыщаться как ни в чём не бывало.
(23)Стая делала всё, что могла для коллективной безопасности, но, раз жертвы избежать не удалось, спокойно поступилась своим неполноценным сородичем. (24)Всё произошло в рамках великой справедливости и беспристрастности природы.
(25)Кошка не торопилась разделаться с голубем. (26)Она вроде бы играла с ним, позволяя биться, терять пух и перья. (27)А может, кошки вообще не едят голубей?.. (28)Так что же это — выбраковка дефектной особи? (29)Или тренировка хищника?.. (30)Я мучился, не понимая, имею ли право вмешаться в круговерть неподсудных человеку сил. (31)И тут какой-то прохожий швырнул в кошку блокнотом, угодив ей в бок. (32)Кош-ка мгновенно выпустила голубя, в невероятном прыжке взвилась на забор и сгинула. (ЗЗ)Го-лубь отряхнулся и, оставив по себе горстку сизого пуха, заковылял к стае. (34)Он был сильно помят, но отнюдь не выглядел потрясённым и всё так же хотел жрать.
(35)Я злился на себя, предпочетшего эстетику, а не этику.
(По Ю. Нагибину*)
*Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.

A28
После какого предложения в тексте должна следовать следующая фраза:
А может, то был неопытный молодой голубь или больной, слабый?
1) 13

2) 18

3) 20

4) 33


A29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 30 предложение поясняет то, что высказано в предложениях 27—29.

2) В предложениях 2—3 представлено повествование.

3) В 23—24 предложениях представлено рассуждение.

4) 9 предложение содержит элемент описания.


A30
Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.
1) 10

2) 2

3) 17

4) 21

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный")

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
B1
Укажите способ образования слова БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ (предложение 7).

Введите ответ:

B2
Из предложений 8—9 выпишите все союзы.

Введите ответ:

B3
Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Введите ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21")

B4
Среди предложений 23—32 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Введите ответ:

B5
Среди предложений 13—19 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое согласованное определение. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:

B6
Среди предложений 4—13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Введите ответ:

B7
Среди предложений 22—30 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631")

B8
«Даже простой жизненный эпизод знаменитый писатель Ю. Нагибин способен наполнить философским содержанием. Речь автора эмоциональна, что достигается за счёт использования, например, таких тропов, как____(«крошечная тигрица»), ____(«сизарь», «круговерть»). Говоря о своих мыслях в тот момент, писатель использует синтаксические средства выразительности —____(например, предложения 19, 20),____(предложения 27, 28, 29)».
Список терминов:
1) риторическое восклицание
2) ряды однородных членов
3) вопросительные предложения
4) гипербола
5) оксюморон
6) метафоры
7) разговорная лексика
8) противопоставление
9) вводные слова

Введите ответ: