Онлайн тест ЕГЭ по русскому языку 2015 Вариант №1. Тест соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам 2015. Для проходжения теста в вашем браузере должна быть включена функция JavaScript. Вариант ответа вводится в специальное поле. Ответом является слово, словосочетание или целое число. После ввода предположительного ответа, нажмите кнопку "Проверить". По ходу решения Вы можете наблюдать за количеством набранных баллов. Все баллы по заданиям распределены в соответствии с КИМ.




ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите "проверить"


A1
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) сОгнутый

2) началА (петь)

3) сливОвый

4) цепОчка


A2
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВА: вещевое и денежное.

2) На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВЫХ перьев.

3) Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и ИЗОБРЕТАЛЬНА, как теперь.

4) На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.


A3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) (пара) ботинок

2) (много) джинсов

3) (пара) чулок

4) (много) макаронов


A4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,
1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

4) мысль автора более убедительна.


A5
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.

2) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

3) Я не часто пишу письма родителям.

4) Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.


A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года.

2) Я поглядывала на светлый квадрат солнца, который казался мне ослепительным из глубины темноватого склада...

3) Около дома мы увидели сад, в котором росли все знакомые мне цветы.

4) Пароход напоминал бокастый дымящийся самовар, который болтается на невысоких волнах мелкого моря

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Несмотря на их поразительное сходство даже в поведении, маскирующийся трутень выдаёт себя звуками. (З)Однако иной раз насекомые имитируют и звуки. (4)Был обнаружен случай «звуковой мимикрии», когда муха делала 147 взмахов крыльями в секунду, летая поблизости от ос, которым она подражала. (5)Частота взмахов крыльев ос — 150 ударов в секунду, и человек с нормальным слухом не в состоянии различить шум, издаваемый при полёте осой, и похожий на него — мухой. (6)... питающиеся мухами птицы делают ту же ошибку и избегают этих мимикрирующих мух.
A7
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) По звуку можно отличить прилетевшую к цветку рабочую пчелу от трутня, хотя у него такие же окраска, формы и размеры тела.

2) Пчёлы-сторожа, которые стоят у входа в улей, не обращают внимания на прилетающих рабочих пчёл.

3) Медоносные пчёлы воспринимают звуки летящих насекомых.

4) Можно удержать пчёл в улье, воздействуя на них определёнными звуками.


A8
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Итак,

2) Так как

3) По-видимому,

4) Для того чтобы


A9
Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) трутень выдаёт себя звуками (предложение 2)

2) насекомые имитируют (предложение 3)

3) она подражала (предложение 4)

4) человек не в состоянии различить (предложение 5)


A10
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

A11
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗДАВАЕМЫЙ из пятого (5) предложения текста.
1) прилагательное

2) страдательное причастие

3) деепричастие

4) действительное причастие


A12
Укажите значение слова ВЫДАВАТЬ (ВЫДАЁТ) в предложении 2.
1) выделять, отпустить из места хранения, запаса

2) представляться не тем, что есть на самом деле

3) сделать что-либо неожиданное, необычное

4) сделать известным, обнаружить что-либо скрываемое


A13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, не-жда(3)о началась атака неприятеля.
1) 1

2) 2

3) 2, 3

4) 1, 2, 3


A14
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) выл..вать, прист..жная (лошадь), сост..вление

2) скр..пя (зубами), прик..сновение, вел..колепный

3) опл..тить, благосл..вить, разб..рающийся

4) по..вился, безотл..гательный, р..ликвия


A15
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) об..ективный, необ..езженный, ин..екция

2) пр..ступные (деяния), пр..образился, пр..уныл

3) не..доровиться, ра..двинуть, ни..падающий

4) з..глушить, нер..ссказанный, под..спел


A16
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) работницы свяж..т, бормоч..щий во сне

2) рокоч..щий бор, капли точ..т камень

3) маш..щий крыльями, бойцы услыш..т

4) фонтаны брызж..т, тащ..щий мешок


A17
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. милост..вый
Б. фасол..вый
В. выдёрг..вая
Г. вык..путь
1) А, Б, В

2) Б, В, Г

3) А, Г

4) Б, Г


A18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Н(1)чего н(2) могло быть смешней его лица: как он н(3) вздёргивал кверху свои брови, отяжелевшие веки н(4) хотели подняться и так лежали на едва заметных, но сладчайших глазках.
1) 1, 3

2) 2, 4

3) 3

4) 1, 3, 4


A19
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё такое завернуть в неё?

2) Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зависеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

3) Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

4) В её чёрных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.


A20
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Сочинять танцы было моей давней мечтой ( ) и я с удовольствием взялся за постановочную работу.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.


A21
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горький запах (1) ещё не кошенной (2) степи к вечеру усилился и (3) утратив полуденную удушливую остроту (4) стал при этом мягче.
1) 1,2

2) 1,2,4

3) 3,4

4) 4

A22
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Правда (1) с годами мои стихи делались менее нарядными: из них постепенно начала выветриваться экзотика. Но (2) честно говоря (3) детские и юношеские годы никогда без неё не обходятся. В общем (4) я ничуть не жалею о своём детском увлечении экзотикой.
1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 4

4) 4


A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) После разговора с ректором Щуров ощущал во всём своём существе если не удовольствие то некоторую лёгкость.

2) Странные формы пещерных отложений напоминают фигуры каких-то великанов или кости гигантских ящеров.

3) В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создаёт замысловатые картины.

4) Перед отправкой на фронт брат хотел повидать Катю и выговориться за полгода молчания.


A24
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После выведения потомства поведением животных начинает управлять родительский инстинкт: молодняк нужно выкормить и воспитать.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.


A25
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Почти вплотную к воде подступал лес (1) вокруг (2) которого (3) вообще не было никаких признаков жилья.
1) 1

2) 2

3) 3

4) 1, 3


A26
Прочитайте текст.
Эффект микролинзирования состоит в следующем. Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. В том случае, если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты.
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Молодой Чехов обладал чувством стиля (1) и (2) если бы речь шла о музыке (3) можно было бы сказать (4) что у него был абсолютный слух.
1) 1,2, 3

2) 1, 2, 3,4

3) 2, 3, 4

4) 1,4


A27
Прочитайте текст.
Эффект микролинзирования состоит в следующем. Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. В том случае, если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информации, содержащейся в тексте?
1) Эффект микролинзирования позволяет восстановить массу гравитационной .\" \".тзы, если у близкой звезды есть планета.

2) Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно наблюдать эффект микролинзирования: виден рост блеска более далёкой звезды, так как ближайшая работает как гравитационная линза.

3) Дополнительный эффект микролинзирования можно наблюдать, если у ближайшей звезды есть планета, работающая как гравитационная линза.

4) Земной наблюдатель может заметить эффект микролинзирования только у звёзд, выстроившихся на одной линии и имеющих планеты.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Русский язык в Интернете — это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.
(З)Начнём с самого простого — с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (б)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.
(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту — быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.
(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.
(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18 Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы — в частности, потому, что «жизнь более энергична и жизненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)0днако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков — аццкий сотона, аф-фтар жжот и пеши исчо — выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, — пиши иначе.
(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.
(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (ЗО)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.
(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (ЗЗ)Язык осваивается не только в школе. (34) Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35) И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёшкой.
(По М. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) — российский лингвист, профессор. Автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».

A28
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) В Интернете на поток поставлена порча грамматической системы русского языка.

2) Только очень грамотные люди лучше всего понимают так называемый язык падонков.

3) Большое количество орфографических ошибок тормозит процесс чтения.

4) При проведении реформ орфографии и графики страдают грамотные люди.


A29
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 29 и 30 предложения подтверждают суждение, высказанное в 28 предложении текста.

2) В предложении 18 представлено повествование.

3) Предложения 15—16 содержат рассуждение.

4) Предложение 35 содержит элемент описания.


A30
В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 7

2) 18

3) 22

4) 4

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный")

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
B1
Укажите способ образования слова ПРИВЫЧКА (предложение 15).

Введите ответ:

B2
Из предложений 8—9 выпишите местоимения.

Введите ответ:

B3
Из предложений 33—35 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Введите ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21")

B4
Среди предложений 1—5 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:

B5
Среди предложений 19—24 найдите предложения, в которых есть вводные слова (словосочетания). Напишите номера этих предложений.

Введите ответ:

B6
Среди предложений 12—18 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное причины. Напишите номера этих сложных предложений.

Введите ответ:

B7
Среди предложений 25—32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631")

B8
«Проблема русского языка в эпоху цифровых технологий волнует многих. Вот и М. Кронгауз, известный лингвист, не остаётся в стороне. В своей статье он живо реагирует на современные процессы, идущие в русском языке, используя такое синтаксическое средство выразительности, как ______(предложения 1, 25), и тропы — ______ («обычное, нейтральное» в предложении 30), ______(«зубрёшка», «срывался»). При аргументации своих тезисов автор применяет синтаксический приём ______(например, предложения 21, 24)».
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) контекстные синонимы
3) эпитеты
4) восклицательные предложения
5) фразеологизмы
6) метафора
7) инверсия
8) вводные слова
9) парцелляция

Введите ответ: