Онлайн тест ЕГЭ по русскому языку 2015 Вариант №1. Тест соответствует Федеральным Государственным Образовательным стандартам 2015. Для проходжения теста в вашем браузере должна быть включена функция JavaScript. Вариант ответа вводится в специальное поле. Ответом является слово, словосочетание или целое число. После ввода предположительного ответа, нажмите кнопку "Проверить". По ходу решения Вы можете наблюдать за количеством набранных баллов. Все баллы по заданиям распределены в соответствии с КИМ.




ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите "проверить"


A1
В каком слове неверно определено ударение? (Выделенная буква должна обозначать ударный гласный.)
1) у скОльких пловцов

2) вандАлы

3) вкусные блЮда

4) воврЕмя


A2
Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.
1) Это беспрецедентная вещь.

2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

3) Текст написан очень понятливым языком.

4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.


A3
Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.
1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

2) Иноязычные слова, использоваемые без необходимости, засоряют нашу речь.

3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.


A4
Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.
1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя.

2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, нежели чем автомобилями, выпущенными в 20-30-х годах прошлого века.

4) У более половины горожан есть дачные участки.


A5
Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для пропущенной части фразы:
В шахматах, как и в жизни, лишь осознав свои ошибки и недостатки.
1) ..., успех может быть достигнут, ...

2) ..., можно достичь успеха, ...

3) ..., успех достигается, ...

4) ..., достижение успеха возможно, ...


A6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?
1) Люди, которые жили 20 000 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2) Было бы несправедливо обвинять только науку и технику в ущербе, который наносится окружающей среде.

3) Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.

4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)... (2)Однако такая гипотеза не имеет реальных оснований. (З)Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существовании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период представить не в состоянии. (4)... данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи. (б)История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка. (6)Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое пользовалось бы письмом, не обладая речью.

A7
Какая фраза должна \"быть первой в этом тексте?
1) Устная форма речи возникла раньше, чем письменная.

2) Археологические исследования дают основания считать, что письмо возникло раньше, чем устная форма речи.

3) Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось раньше звуковой речи на целую археологическую эпоху.

4) Существует гипотеза о влиянии географических условий на характер народа, его общественное устройство.


A8
Какой из перечисленных союзов или вводных оборотов может быть в начале предложения 4?
1) А

2) Но

3) Следовательно,

4) В частности,


A9
Какое из данных сочетаний содержит, помимо главных, второстепенный член предложения?
1) археология представить не в состоянии (3)

2) будь оно самое отсталое (5)

3) которое не имело бы языка (5)

4) которое пользовалось бы (6)


A10
Какая характеристика соответствует предложению 6?
1) сложноподчинённое

2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

A11
В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении 6?
1) в предложном

2) в родительном

3) в дательном

4) в винительном


A12
Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях 5 и 6.
1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели

2) определённый слой населения, отличающийся от других слоев условиями жизни, образованием и т.п.; класс, сословие

3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

4) государство, страна


A13
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.
1) 1,4

2) 2,3,4

3) 1,2,3

4) 1,3,4


A14
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) пор..сль, к..мпаньон, г..рячий

2) р..стение, кр..пива, прик..саться

3) прот..реть, нат..рать, к..снуться

4) раст..ряться, к..сноязычный, г..реть


A15
В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
1) пр..ветствие, пр..образовать

2) пр..двещать, пр..украсить

3) без..нициативный, контр..гра

4) транс..ранский, сверх..нициативный


A16
В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?
1) дыш..щий, (они) выскоч..т

2) рассаж..нный, (они) изуч..т

3) служ..щий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т


A17
В каком(-их) слове(-ах) на месте пропуска пишется Ь?
А. помощ..ник
Б. создаст..ся
В. ответ..те, пожалуйста
Г. добит..ся
1) А,Б,Г

2) Б,В

3) В,Г

4) Б,Г


A18
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е (НЕ)?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1,4

2) 2,3,4

3) 1,5

4) 4


A19
В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходимости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымавшим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от времени смолой борта.

3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

4) С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху наполненный водой.


A20
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В известной пьесе Шварца тень учёного начинает жить собственной жизнью ( ) и поставить её на место не так-то просто.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.


A21
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пойманную рыбу (1) положили в заполненное водой (2) углубление в камне, и мальчик (3) с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и (4) осторожно поглаживая её (5) предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе
1) 1,2,3,5

2) 2,3,4

3) 3,5

4) 4,5

A22
На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны: быть запятые?
В тот день белая луна стояла в небе, с утра (1) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется (3) наступила зима.
1) 1,2

2) 2

3) 3

4) 1,2,3


A23
Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позлащённые солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесенью и почерневшей от времени смолой борта.


A24
Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия тире на месте скобок в предложении:
В Средние века считалось, что бордоская сталь () самая надёжная в мире.
1) Ставится тире между подлежащим и составным именным сказуемым в именительном падеже.

2) Тире не ставится: между подлежащим и составным именным сказуемым есть частица.

3) Тире не ставится: сказуемое выражено прилагательным.

4) Ставится тире на месте пропуска слова в неполном предложении.


A25
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.


A26
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.
1) 1,2,3,4,5

2) 2,4,5

3) 1,3,4

4) 1,2,3,5


A27
Прочитайте текст.
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в нашу эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В наше время воздействие естествознания на все науки является особенно мощным.

2) Методы и идеи естествознания всё активнее используются в гуманитарных науках, поэтому фундаментальная подготовка гуманитариев требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

3) Естествознание является основой всякого знания и играет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.
(4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.
(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: ...
(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернётся язык назвать их лжеучёными?
(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.
(По А. Сухотину)


A28
Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора?
1) ...не придавать этому изучению серьёзного значения.

2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.


A29
Определите стиль и тип речи.
1) художественный стиль; описание

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение


A30
Какое слово или словосочетание объясняется автором через контекст?
1) оккультная наука

2) хиромантия

3) спирит

4) телепатическая связь

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, "при, из, в").
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, "суффиксальный")

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В


B1
Из предложений 17-19 выпишите существительное, образованное приставочно- суффиксальным способом.

Введите ответ:


B2
Из предложений 2-3 выпишите все одушевлённые существительные.

Введите ответ:


B3
Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

Введите ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, "21")

B4
Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:


B5
В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:


B6
Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:


B7
Какое из предложений 18—25 связано с предыдущими с помощью местоименного наречия? Напишите номер этого предложения.

Введите ответ:



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, "5631")

B8
«Автор обращается не к специалистам, а к широкому кругу читателей и заботится о том, чтобы всё, что он говорит о науке, было понятно и интересно. Именно поэтому в тексте часто встречаются ______ (находили приют, оказались в плену (страстей), (разве) повернется язык (назвать) и др.) и ______(например, оккультизм вырастает, подогревает ситуацию, отгораживая бетоном запретов, алхимией, долгое время остававшейся попечительницей..., «демаркация» проходит по острию...), активно используются частицы ______(в предложениях 8, 9, 10, 11) и такое синтаксическое средство, как ______(предложения 5-6, 13-14). ...Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, так и к слишком недоверчивым специалистам, — ______(поименованные, не учинив досмотра, дозволенного)».
Список терминов:
1) термины и профессионализмы
2) устаревшие слова делового стиля
3) индивидуально-авторские слова
4) фразеологизмы
5) парцелляция
6) метафора
7) экспрессивный лексический повтор
8) сравнительные обороты
9) ряды однородных членов

Введите ответ: